logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.3.1. Личность педагога: общая характеристика

Одним из важнейших факторов успешности педагоги­ческой деятельности является личность самого педагога.

Процесс формирования личности — длительный и труд­ный. По мере взросления человека его личность изменя­ется, обогащается или, наоборот, обедняется под влияни­ем неспособности определить свои отношения с миром, с социумом, с другими людьми и с самим собой.

Что значит быть личностью? Быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно ска­зать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — значит быть свободным человеком, обладать свободой выбо­ра и нести через всю жизнь его бремя, осуществлять этот выбор в соответствии со своими желаниями и убеждения­ми. Оценивать и отвечать за последствия сделанного выбо­ра перед собой и перед обществом, в котором живешь. Быть личностью — значит постоянно строить самого себя и воз­действовать прямо или косвенно на других.

С одной стороны, личность есть общественная сущ­ность человека, сформированная в определенной системе отношений. С другой стороны, это конкретный человек, представитель определенной социальной общности, зани­мающийся определенным видом деятельности, осознавший свое отношение к окружающей действительности и име­ющий свои индивидуальные особенности. Личность имеет свою психологическую структуру, которую получает из видового строения человеческой деятельности. Эта струк­тура характеризуется пятью потенциалами: познаватель­ным, ценностным, творческим, коммуникативным и ху­дожественным.

Познавательный (гносеологический) потенциал определяет­ся объемом и качеством знаний и информации, которы­ми располагает личность. Он складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самосозна­ния. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Ценностный (аксиологический) потенциал личности оп­ределяется обретенной ею в процессе социализации си­стемой ценностных ориентации в нравственной, поли­тической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеа­лами, жизненными целями, убеждениями и устремления­ми. Этот потенциал проявляется в единстве личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется получен­ными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктив­ному и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) трудовой, социально-организатор­ской и креативной деятельности. В этот потенциал вхо­дит и уровень творческой инициативы, который прояв­ляет личность при решении стоящих перед ней задач.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой, формами ее общительности, характером и проч­ностью контактов, устанавливаемых ею с другими людь­ми. По своему содержанию межличностное общение вы­ражается в системе социальных ролей, которые принима­ет личность в окружающей среде.

Художественный (эстетический) потенциал личности оп­ределяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее ху­дожественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятель­ном, и в «потреблении» произведений искусства.

В контексте рассмотрения личности педагога как субъек­та профессиональной деятельности уместно воспользовать­ся трактовкой личности, предложенной К.К. Платоновым, который рассматривает личность как сложную структуру, состоящую из четырех иерархически расположенных под­структур.

Нижний уровень, четвертый, — в основном биологи­чески обусловленная подструктура личности, включающая темперамент, возрастные, половые свойства.

В третью подструктуру входят индивидуальные особен­ности психических процессов (как форм отражения), ко­торые социально формируются путем упражнения на ос­нове биологических задатков.

Вторая подструктура — это опыт, т.е. знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в ходе обучения.

И, наконец, высший, первый, уровень — направлен­ность как социально обусловленная подструктура, фор­мируемая посредством воспитания.

Таким образом, направленность личности закономерно выступает как ее системообразующий компонент. Т.е. это - система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека, включающая различ­ные свойства, систему взаимодействующих потребностей (потребность - испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития). Будучи осоз­нанными, потребности проявляются в форме ведущих мотивов поведения, в то время как другие мотивы выпол­няют опорную роль. Мотивы — это осознанные побужде­ния к деятельности или поведению. Каждое действие или поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе ясный отчет в этом. В разных случаях человек руко­водствуется разными мотивами (например, сознанием об­щественного долга или личными интересами). Вместе с тем у каждого взрослого человека есть ведущие мотивы, которые и определяют основную направленность его лич­ности.

Доминирующая направленность определяет всю пси­хическую деятельность личности. Вот почему так важно рассмотреть вопрос о направленности личности педагога.