Антропологический подход в педагогике и психологии.
Антропология – это раздел биологии, изучающий физическую природу человека и его рас во всех проявлениях ее изменчивости. В отечественной литературе в антропологии выделяют:
Морфологию человека, включающую в себя антропологию анатомическую, физиологическую, биохимическую, возрастную. Отдельным разделом возрастной антропологии является педагогическая антропология.
Антропогенез рассматривает происхождение человека как биологического вида.
Расоведение изучает биологию человека в зависимости от его принадлежности к определенной расе или народности.
В зарубежной литературе понятие антропологии практикуется более широко. Помимо физической антропологии к ней относят этнографию, посвященную материальной, общественной и духовной культуре народа, а также народное творчество и некоторые разделы археологии, психологии, лингвистики и социологии.
Антропологию можно разделить на зоологическую, общую и специальную. Отдельные вопросы антропологии привлекали внимание философов и естествоиспытателей еще в античном мире (Аристотель, Гиппократ, Гален).
Развитию антропологии способствовали труды Везалия, Линея. Последний в своей книге «Система природы» (1735г.) впервые указал на положение человека в животном мире, поместив его в класс млекопитающих, отряд приматов, в составе рода и вида хомосапиенс. Биофон в своей книге «Естественная история животных» (1749-1788г.) изучал особенности роста человеческого организма, влияние среды на организм и некоторые аномалии развития человека. Поворотным моментом в развитии антропологии является выход в свет книг Ч. Дарвина «Происхождение вида путем естественного отбора» (1859г.) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.).
В 1859 г. было организовано парижское антропологическое общество. Становление антропологии как науки в России следует отнести к 1864 г., когда в Москве был открыт антропологический отдел общества любителей естествознания. В 1919г. становление антропологии связано с именами Богданова, Анучина, Эрисмана, Лесгафта.
Педагогическая антропология – направление в философии образования и теоретической педагогике, которое возникло в конце 60 – начале 70-х годов. Это направление представлено прежде всего в европейских странах, в философской культуре которых существовали и существуют достаточно мощные антропологические традиции – традиции философской антропологии, антропологического подхода к межличностным коммуникациям, к психологическим и социально-психологическим аспектам человеческого бытия.
Педагогические закономерности, теории, модели, рекомендации могут строиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке. Необходимы знания «обо всей широте человеческой жизни» (Ушинский), добываемой наукой антропологией. Вполне закономерно, что на определенном этапе развития педагогики появляется наука педагогическая антропология. По своей природе она есть средоточение «золотого фонда знаний человека о самом себе». Эти знания выверялись и накапливались тысячелетиями. Успех психолога-практика, консультанта, социального работника, любого преподавателя зависит от степени учета исторически накопленных успехов педагогического человековедения.
Педагогическая антропология не просто изучает человека как воспитателя и воспитуемого, но и воспитывает того, кто серьезно и систематически изучает ее. Конструируемые наукой модели педагогического процесса должны основываться на достоверных знаниях о природе человека. Педагогическая антропология есть человековедение служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять как очеловечивается человек, как люди разного возраста влияют друг на друга, насколько воспитуем ребенок на разных этапах его жизни.
Педагогическая антропология выделяется в педагогике как фундаментальная и вместе с тем как вспомогательная наука.
Поскольку спецификой человека является сознание как высшая форма психики, то вполне закономерно науку о педагогическом человековедение называть психолого-педагогической антропологией. Предметом ее является объект педагогики – человек развивающийся.
Основная задача педагогической антропологии заключена в разыскании закономерных явлений между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами воздействия на него.
Педагогическая антропология снабжает теорию и практику воспитателей ориентиром для учета закономерного разнообразия личностных свойств. Психолого-педагогическая антропология необходима для разработки методических вариантов и обучения и воспитания, т.е. позволяет применять научные знания на практике. Т.о., расширение диапозона средств воспитания, основанных на познании законов развития человека – основная задача антропологии.
Педагогическая антропология представляет собой фундамент – основание педагогики. Она изучает природу ребенка, групп детей, а также среды, в которой взрослеют дети. Антропология решает вопросы о сущности человека, как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуются сущность воспитания, обучения, образования взятых всех взаимодействий в окружающем мире.
Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д. Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - это положение К.Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики. И науки об образовании, и новые формы образовательной практики общества остро нуждаются в своем человековедческом основании.
Актуальность антропологического подхода заключена в необходимости преодолеть "бездетность" педагогики, не позволяющую ей обнаружить научные законы и проектировать на их основе новые образцы образовательной практики. Мало зная о природе своего объекта и своего предмета, педагогика не может выполнять конструктивную функцию в управлении изучаемыми процессами. Возвращение ею антропологического подхода является условием интеграции педагогики с психологией, социологией, культурной и философской антропологией, биологией человека и другими науками.
П. Ф. Каптерев (1849-1922гг.) пропагандировал личностно-ориентированную педагогику, считал, что педагогика без физиологии не мыслима. «Школа своим учением окажет глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположением учащихся, их вкусам, склонностям и способностям, и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами».
Основоположники педагогической антропологии подчеркивают ее гуманность. Педагог всегда должен помнить, что личность уникальна.
Во второй половине 20-х гг. многочисленные функции педагогической антропологии взяла на себя педагогическая и возрастная психология: Ананьев, Выготский, Эльконин, Блонский и т.д.
Современная педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет человеческую сущность, поэтому оно являет собой ценность для настоящего, будущего, социума и каждого человека.
Педагогическую антропологию в целом можно охарактеризовать как способ антропологического обоснования образования. Это достаточно общая характеристика задач и цели педагогической антропологии конкретизируется представителями этого течения внутри философии образования в различных направлениях. Одни из них подчеркивают, что педагогическая антропология является эмпирической теорией и философским анализом понятий педагогики. Другие усматривают основную задачу педагогической антропологии в развертывании теории личности и ее генезиса. Третьи видят в педагогической антропологии частную область наук об образовании. Четвертые оценивают педагогическую антропологию как науку о междисциплинарном поле коммуникаций, в которые вступает человек и которые являются предметом различных наук, объединяемых ею. Эти «разноречья» в трактовке предмета и целей педагогической антропологии определяются прежде всего теми традициями, с которыми связаны те или иные представители педагогической антропологии.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.