logo search
Ответы по психологии

Психологическая структура личности педагога.

Основа: направленность, уровень притязание, самооценка, образ «Я».Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является и основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования. Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются, прежде всего, в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя.

Структура профессионального самосознания учителя: "актуальное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; "ретроспективное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; "идеальное Я" - то, каким хотел бы быть или стать учитель; "рефлексивное Я" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере. Позитивная Я-концепция влияет не только на деятельность учителя , но и на общий климат его общения с участниками.

Свойства учителя: специальные (объективные – научная подготовка, субъективные – талант), личностные ( нравственно-волевые качества),

Также в структуру личности педагога входят: педагогическая направленность и компетентность, профессиональные, психологические, педагогические знания, и умения, профессиональные, психологические позиции, установки, личностные особенности- темперамент, коммуникативность, креативность, лабильность, рефлексия, эмоциональная стабильность, здоровье.

Важное – противостояние синдрому внутреннего сгорания.

Профессионально-педагогические качества личности.

Профессиональная эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение, педагогическая рефлексия.

Также см. ?100 про Бернса и ?57 про то, каким должен быть каждый человек, а уж тем более учитель.

Личность воспитывает только личность.