logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики

Осуществление любой профессиональной деятельнос­ти предполагает соответствие тех, кто ею занимается, оп­ределенным требованиям. Здесь мы имеем в виду такие ба­зовые требования, какими являются высокий профессио­нализм, мастерство, в равной мере предъявляемые к пред­ставителям разных педагогических профессий.

Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог пе­редает и распространяет достижения общечеловеческой и профессиональной культуры, создает условия для становле­ния и развития личности будущих взрослых. Наследуя опыт работы передовых педагогов «всех времен и народов», педа­гоги выступают как творческая, преобразующая сила и в современном реформируемом обществе. Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способ­ствовать их разностороннему развитию, но и формировать у них ценностные отношения ко всему окружающему, го­товить к непосредственному участию в создании новых ма­териальных и духовных ценностей. Он, по сути дела, стоит у истоков развития производительных сил страны, ее со­циального прогресса и творческого потенциала.

Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понима­ли выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.

Значение педагогической профессии в обществе зани­мало важное место в работах великих педагогов, пи­сателей, общественных деятелей нашей страны (рис 2).

Так, в XIX в. К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чув­ствует себя живым, деятельным членом организма, бо­рющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высоко­го в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между про­шедшим и будущим...»

В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном пред­назначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образова­ния. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Гово­ря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учи­тель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — со­вершенный учитель».

Будущему педагогу, на наш взгляд, было бы интересно ознакомиться с мнением выдающегося американского уче­ного, одного из классиков мировой психологии XX в. Карла Роджерса, содержащимся в его работе «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, учитель должен озаботиться такими пробле­мами.

1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, кото­рый учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к это­му миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неро­левые взаимоотношения с моими учениками, отноше­ния, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интен­сивность наших взаимоотношений?

3. Сумею ли обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим ин­дивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой ин­терес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?

5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внут­ренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует любоз­нательность и поддерживает интерес?

6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождаю­щиеся и в первый момент несовершенные идеи и твор­ческие задумки моих учеников, этих посланников бу­дущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стан­дартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным челове­ком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства? Приведем ряд заповедей педагога советского периода

И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».

1. Берегите высокое, благородное звание учителя. Помни­те, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отно­шение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведе­ние среди людей будут достойны подражания!

2. Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и разви­вайте их человеческое достоинство. С развитием чело­веческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собствен­ного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.

3. Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши дру­зья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имее­те больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.

4. Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учени­ками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобре­тательными и требовательными в выборе методов вос­питания, как и в методах обучения. Избегайте излиш­ней прямолинейности, штампованных нотаций и по­учений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.

5. Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стиму­ляции, но при общей умеренности будьте более щед­рыми на похвалы и более скупыми на наказания. На­учитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегай­те всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.

6. Научитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педаго­га, уменьшает ваши возможности сближения с учени­ками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии.

7. Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раз­драженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам — разумно подчиниться ему.

8. Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.

9. Будьте внимательны к желанию каждого отдельного ученика утвердиться в коллективе сверстников. Успех окрыляет человека, неуспех - угнетает. Ищите повод похвалить ученика, каким бы педагогически запущен­ным он ни был. Если нужно, создайте такой повод. Каждый ученик должен верить в свои силы и возмож­ности. Ищите сближения с целым классом и с отдельными учениками. Найдите время и повод побыть с уче­ником наедине, постарайтесь встретиться с ним как будто случайно: на улице, в парке, на стадионе. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, вы сблизитесь с этим учеником и в определенной мере со всем классом. 10.Несите родителям радость в дом. Не злоупотребляйте жалобами родителям на их детей. Дисциплина, уста­новленная другими, а не вами, мало эффективна. Ваши взаимоотношения с учащимися - прежде всего ваше дело и ваша обязанность.

11. Покажите ученикам при удобном случае все лучшее, что есть у вас (свои дополнительные способности, уме­ния, навыки), но не привлекайте к себе особого вни­мания. Помните о своих коллегах. Скромность педаго­га высоко ценится как в учительском, так и в учени­ческом коллективах.

12. Берегите доверие своих учеников. Доверие к вам - это сердцевина ваших отношений с учениками, окно в их душу. Потеряв доверие одного ученика, вы можете по­терять доверие всего класса.

13. Главное. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для ее блага свои силы, свою жизнь.

Анкетирование студентов педагогических вузов позво­лило выявить, каким, по их мнению, должен быть совре­менный педагог:

♦ корректным, гибким, любознательным, не консервато­ром, с чувством юмора, неординарным, не замешан­ным в антиобщественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизнен­ный опыт, не старым, мудрым, воспитанным, энергич­ным, уметь передавать положительную энергию дру­гим, человечным, профессионально владеть речью, т.е. грамотно и просто изъясняться, чтобы его было прият­но слушать, отличаться четкостью дикции, выразитель­ностью изложения мысли;

♦ обладать большой работоспособностью, выдерживать длительное действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего вре­мени высокий общий и эмоциональный тонус, быть способным быстро восстанавливать силы;

♦ быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравнове­шенность, собранность, стабильность чувств;

♦ приступать к решению поставленных задач «без рас­качки», быстро переключаться с одного вида деятель­ности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контак­ты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнако­мых и малознакомых людей.