logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России

Основные мировые тенденции возникновения и раз­вития педагогической профессии характерны и для отече­ственной педагогической истории и современности. Од­нако, естественно, имеются и специфические черты.

К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших пред­ков, а тем более о методах обучения детей. Но современ­ные науки — археология, история, языкознание, лингви­стика, этимология — располагают достаточным материа­лом для того, чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, уме­ний и навыков от старшего поколения младшему.

В те времена, как и в последующие исторические эпо­хи, общие цели, задачи обучения и воспитания подраста­ющих поколений определялись общественно-экономическими факторами, мировоззренческими идеями, аними­стическим (анимизм - от лат. anema — дух, душа - вера в существование души и духов) восприятием явлений окру­жающей природной среды. Задолго до того, как на терри­тории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты государственности, народом уже был накоплен опыт воспитания. Этот опыт находил отражение в устном народном творчестве, во всех не­исчерпаемо разнообразных жанрах фольклора.

В традициях русского народа мать признавалась первой естественной воспитательницей ребенка, от нее дитя вос­принимало обычаи, традиции рода. Бесконечно разнооб­разные пестушки, потешки, запреты (запуки) служили для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, о предметах обихода, о животных, птицах и др. От матери ребенок получал знание языка, представления о явлениях природы. Загадки служили средством умственного разви­тия. Поговорки, пословицы, хороводы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к трудовой дея­тельности и жизни, отвечающей принятым в общине и племени нравственным, законам. С незапамятных времен формировались способы и средства устного предания, чрез­вычайно эффективные для сохранения накапливаемого опыта и передачи его новым поколениям. Тогда же складыва­лись традиции народной педагогики, которые во все пос­ледующие века служили корректным противовесом педа­гогике церковной, государственной, а в новейшее время — партийной и экстремистской и являются ценностной ос­новой формирования личности и деятельности професси­ональных педагогов современной России.

Вводившееся при князе Владимире христианство (988) должно было укреплять связи между отдельными частями Киевского государства, а школа — служить средством хри­стианизации народа. Есть основания предполагать, что из­вестная по летописям школа для «нарочитой чади», т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Целью педагогической деятельности работников этой школы было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих. Большую просветительскую, а значит, и педагогическую ра­боту проводили грамотные люди, называемые в народе «баснотворцами», «беседованниками», «писательниками», «наставниками».

Колыбель трех братских народов — русского, украин­ского и белорусского - Киевская Русь представлена та­ким уникальным памятником педагогики, как «Поучение детям» Владимира Мономаха. Для понимания содержатель­ной и ценностной составляющей педагогической профес­сиональной деятельности представляется важным знаком­ство будущих педагогов с этим произведением. В этом историко-педагогическом документе отражены педагогичес­кие идеалы Древней Руси, представляющие результат слияния двух начал: традиций древних славян, с одной стороны, и христианства, ставшего государственной ре­лигией, - с другой. Эти идеалы послужили основанием практической педагогической деятельности в России на многие века.

О достижениях и характере условно профессиональной педагогической деятельности на Руси XI—XIII вв. свидетель­ствует широкое распространение грамотности в этот период.

Татаро-монгольское нашествие нанесло огромный ущерб русскому просвещению. Но уже в XIV в. и особенно в пер­вой половине XV в. оно делает новые впечатляющие успехи. Во второй половине XV — начале XVI в. грамотность вновь стала довольно распространенным явлением среди русских людей. Общественные потребности диктовали необходимость создания устойчивых форм просвещения. В 1551 г. Стогла­вый собор признает необходимым открывать училища при всех приходских церквях, в домах священников и дьяко­нов, что отражает возрастание общественного интереса к педагогической деятельности.

XVI в. был отмечен таким выдающимся событием в об­ласти просвещения, как появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон одной из московских церквей Иван Федо­ров издает свою первую печатную книгу «Апостол», а ровно через десять лет — печатный букварь «для пользы русского народа».

Интересным педагогическим документом XVII в. яви­лась «Привилея» Эллино-греческой академии (позднее — Славяно-греко-латинская), составленная Симеоном Полоцким. Здесь впервые появляются термины «учитель», «до­мовый учитель», «чин учения».

С начала XVIII в. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди потока его указов было немало таких, которые от­носились к просвещению.

В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX вв. в дворян­ских и буржуазных семьях получило распространение вос­питание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров). Первоначаль­но лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. В конце XVIII в. с возник­новением и развитием педагогического образования в Рос­сии определяются государственные требования к професси­ональной подготовке учителя, законодательно оформляется его правовое положение в зависимости от образования.

В 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария — педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 г. в Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она преобразована в педаго­гический институт. В начале XIX в. России создаются пер­вые учительские институты, готовившие учителей для сред­них классов общеобразовательных школ.

В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом учреж­дений, готовивших учителей для начальной школы, были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, под­ведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 г. в России была 171 учительская семинария, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавались педагогика, методики первоначального обу­чения русскому языку и арифметике.

Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. Для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также двуклассные учитель­ские школы, подведомственные Синоду. Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи спе­циальных экзаменов.

Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60—70-х гг. XIX в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовив­шие учителей главным образом для женских средних учеб­ных заведений и младших классов мужских средних школ. После Октября 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы выс­ших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. Так, педагогические семинарии были преобра­зованы в трехлетние педагогические курсы, затем в педа­гогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования, готовившие учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы.

Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м гг. В этот же период стало ши­роко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное пе­дагогическое образование (заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах). С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться раз­личные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования преду­смотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специ­альность: информатика, иностранный язык и др.

В 90-е гг. XX в. с демократизацией общественной жиз­ни России, в частности гуманизацией и демократизацией системы образования, значительные перемены произош­ли и в подготовке учителей: часть педагогических инсти­тутов была преобразована в педагогические университеты, появились новые типы средних педагогических учеб­ных заведений. Все это сопровождается качественными сдвигами в подготовке педагогических кадров.

В настоящее время в России подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость существенно модерни­зировать содержание педагогического образования. Возникла потребность в расширении состава специально­стей. В последние годы в ряде педагогических университе­тов и институтов развернута подготовка экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов для нужд сферы образования. С этой целью открываются специаль­ные факультеты: юридические, экономические, психо­лого-дефектологические. Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культуро­логии, социальной педагогики, андрагогики, безопасно­сти жизнедеятельности и т.д.

В завершение темы представим в виде таблицы (табл.1.) динамику становления и развития профессии педагога.

Интересами, целями и ценностями правящего класса, для стран капитализма — это интересы, цели и ценности - буржуазного общества, для стран социалистической ориентации — это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий.

Таблица 1 Этапы становления и развития педагогической профессии

Этапы

Условная

хронология

Субъекты педагоги-

ческой деятельности

Содержание и направления

педагогической деятельности

1.

Допро-

фессио-

нальный

Эпоха первобытности

Возникновение

религии

Разделение

труда

Все члены рода.

племени

Знахари, шаманы, за-

клинатели

Опытные, лучшие в

своем деле члены рода

Обучение и воспитание осуще-

ствлялось в виде коллективной

спонтанной помощи старших

младшим в освоении знаний об

окружающем мире с целью вы-

живания. С возникновением ре-

лигиозных верований начинает

осуществляться воспитание в

целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных

культов. Разделение труда по-

рождает необходимость пере-

дачи знаний, опыта в отдельных областях трудовой деятельности, что осуществляется

непосредственно в процессе

этой деятельности

II.

Условно-профессио-нальный

Эпоха рабо­владения

Средневековье

Сословно-кастовая группа людей, вла­деющих письмом и умеющих обучать письму (ученые-жрецы Месопотамии, Древнего Египта, Ва­вилона, Сирии, Ки­тая);

- вольнонаемные гра­ждане (педономы, пе-дотрибы, дидаскалы в Древней Греции);

- государственные чи­новники-учителя в Древнем Риме

Священники, монахи;

- в городских школах и университетах - лю­ди, имеющие специ­альное непедагогиче­ское образование;

- в Киевской Руси обя­занности учителя сов­падали с обязанно­стями властителя и родителя;

- мастера грамоты

Обучение становится самостоя-

тельным видом деятельности, однако педагогическая деятель­ность осуществляется «по со­вместительству» с другими видами общественно полезной деятельности. Цель педагогиче­ской деятельности - формиро­вание человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках оп­ределенного класса, сословия

III.

Соб-

ственно-

профес-

сиональный

Эпоха индуст­риального об­щества

Специалисты, имеющие профессионально-педагогическую подготовку и специа­лизирующиеся в раз­личных направлениях профессионально-педагогической дея­тельности. Педагоги, учителя, воспитатели, имею­щие различный уро­вень профессиональ­ного педагогического образования и осуще­ствляющие профес­сионально-педагогическую дея­тельность в различ­ных типах образова­тельных учреждений

Педагогическая профессия ста­новится массовой, цели и содер­жание профессионально-педагогической деятельности обусловлены интересами, целя­ми и ценностями правящего класса, для стран капитализма -это интересы, цели и ценности буржуазного общества, для стран социалистической ориентации -это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые уста­новки правящих социалистиче­ских или коммунистических пар­тий. Они варьируются в зависи­мости от особенностей нацио­нальной культуры, темпов общественного развития. В современный период при всем многообразии политиче­ских режимов и национальных культур содержание профессии педагога можно сформулиро­вать как деятельность по соз­данию условий и оказанию по­мощи личности в ее разносто­роннем развитии, формирова­нии общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в собственном выборе и овладе­нии профессией

Эпоха постин­дустриального общества

Педагоги, учителя, воспитатели, имею­щие различный уро­вень профессиональ­но-педагогического образования и осуще­ствляющие профессионально-педагогическую дея­тельность в различ­ных образовательных учреждениях

В современный период при всем многообразии политиче­ских режимов, национальных культур содержание профессии педагога можно сформулиро­вать как деятельность по соз­данию условий и оказанию по­мощи личности в ее разносто­роннем развитии, формирова­нии общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией