logo search
Ответы по психологии

Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).

Под малой группой понимается совокупность индивидов, которые оказались в одном месте, пространстве и в одном времени. Диффузные группы – группы которые не связаны одной целью. Малые группы – совокупность индивидов которая взаимодействует между собой для достижения общих целей и осознают свою принадлежность в данной общности.

Пространственное и временное соприсутствование.

Наличие постоянной цели совместной деятельности.

Малая группа характеризуется наличием совместной деятельности.

Малая группа характеризуется разделением и дифференциацией ролей.

Наличие эмоциональных отношений. – Характеризуется выработкой и функционированием определенных групповых культур.

Размеры: min – 2-3 чел. Max – 20-30 чел. Оптим. – 7+-2

В зависимость от характера малой группы делятся на условные и реальные.

Реальные делятся на лабораторные и естественные. Естественные: неорганизованные и организованные.

С точки зрения совместной деятельности и характера отношений в этой группу их называют ассоциациями, корпорациями и коллективами.

Сложившиеся малые группы выполняют ряд функций:

Фун-я социализации – включение людей в систему общественных связей.

Инструментальная функция подключения совместной деятельности.

Экспрессивная функция – удовлетворение потребности человека в доверии, уважении.

Поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных ситуациях.

Структуры:

Коммуникативная стр-ра;

Стр-ра социальной власти;

Социометрическая – система взаиморасположения членов группы по степени проявления ими симпатии и антипатии группы;

Психологическая характеристика коллектива, стадии и уровни его развития

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокуп­ности индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с дру­гом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признаю­щихся его членами с точки зрения других. Коллектив характеризуется следующими основными чертами:

• члены коллектива устойчиво взаимодействуют. Это взаимодействие спо­собствует прочности и стабильности существования коллектива;

• коллектив должен отличаться ярко выраженной однородностью состава;

• члены коллектива должны иметь относительно высокую сплоченность в связи с единством взглядов, установок, позиций;

• коллектив должен быть структурирован и организован;

• коллектив отличается открытостью - готовностью принять новых членов.

Из социальной психологии.

Ролевая структура группы. Роль – это система ожиданий, предъявляемых человеку, занимающему определенную позицию:

Внутригрупповые роли. Шиндлер (за фамилию не отвечаю) выделил 4 основные типа ролей:

Лидер.

Мозговой центр – человек, который является самым компетентным членом группы, самым информированным, оказывает влияние на мнение лидера, но никогда не станет им.

Ведомые.

Отверженные аутсайдеры.

Чем более развитыми являются отношения в группе, тем более гибкой является ролевая структура в группе. Самая жесткая ролевая структура в примитивных группах (бандах). Выйти из роли в таких группах практически невозможно.

Внутригрупповые роли в семье: самая неблагоприятная ситуация в тех семьях, в которых существует жесткозакрепленная ролевая структура. Чем более гибкой является ролевая структура группы, тем более она гармонична.

Это отредактиренная часть моей курсовой, источники приличные, но обобщенные. Какие-то совковые дяди. <Мои комменты курсивом> Жиркова Ирина. Не скучайте.

что такое малая группа, каковы ее признаки и границы.

«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»

Размер 2-30 <(разные источники, много суеты и споров) оптимальное 7+-2, 30 человек это когда про школьный класс говорят>

самое существенное и значимое, а именно: «малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» (отличающие от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов).

Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:

  1. прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

  1. наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;

  1. внутригрупповую распределенность функций и социальных ролей;

  1. общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;

  1. определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени.

Непосредственно общие качества группы:

  1. Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция).

  1. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

  1. Референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов.

  1. Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

  1. Интрагрупповая активность – мера активизации групповой составляющих ее личностей.

  1. Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

  1. направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

  1. организованность – реальная способность группы к самоуправлению;

  1. эмоциональность – межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

  1. интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

  1. волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

  1. Ч.Кули: деление малых групп на «первичные» (ассоциации людей, связанных узами эмоциональной природы. семья, группы друзей) и «вторичные» (часто встречаются, но обезличенный характер);

  2. Мэйо: деление их на «формальные» «неформальные» <думаю, все понятно: заданные роли, заданное общение и нет; неформальные внутри формальных>

  3. Г. Хаймен <сам придумал термин «реф.группа»>: деление на «группы членства» (реальные) и «референтные группы» (индивиды не включены реально, но нормы этих групп они принимают; <теперь трасформировали понятие, это просто «значимый круг общения»>).

  4. Также, выделяют номинальные и реальные группы. <это в исследованиях мы иожем сказать «группа например отвергаемых». А они не группа вовсе>

  5. Естественные и лабораторные <опять же про исследования, но в лаб. Те же законы, что у ест., просто они ограничены во времени жизни – только в лаборатории.>

5.1) Естественные группы делятся на: формальные и неформальные

Детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определеннее коллективистские качества и отношения.

  1. Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. Номинальная группа представляет собой лишь формальное объединение друг с другом ранее незнакомых людей.

  2. Группа-ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуникативности. Переход группы на этот этап развития происходит после знакомства учащихся друг с другом и связан с выработкой более менее устойчивых взаимных оценок, стабилизацией взаимоотношений, появлением признанных лидеров и стабильного актива, упрочением их позиций. Общие интересы здесь или отсутствуют, или недостаточно осознаны.

  1. Группа-кооперация. Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. Но их работа в целом отличается неритмичностью и повышенным эмоциональным напряжением. Они подчинены решению конкретных задач

  2. Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Чрезмерная автономизация может превратить группу в корпорацию, то есть выше всего для них станут узкогрупповые интересы. Это произойдет в том случае, если группа оторвется от других групп в организации, с которыми она объединена общей целью и должна сотрудничать, если начнет противопоставлять себя им и осуществлять свои цели любой ценой.

  1. Группа-коллектив. Это высший уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность и все те качества, о которых говорилось в первой части. Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении общественно полезных целей

<И конечно вагон слов про эффективность работы в группе и ура и елы палы.>