Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
Под малой группой понимается совокупность индивидов, которые оказались в одном месте, пространстве и в одном времени. Диффузные группы – группы которые не связаны одной целью. Малые группы – совокупность индивидов которая взаимодействует между собой для достижения общих целей и осознают свою принадлежность в данной общности.
Пространственное и временное соприсутствование.
Наличие постоянной цели совместной деятельности.
Малая группа характеризуется наличием совместной деятельности.
Малая группа характеризуется разделением и дифференциацией ролей.
Наличие эмоциональных отношений. – Характеризуется выработкой и функционированием определенных групповых культур.
Размеры: min – 2-3 чел. Max – 20-30 чел. Оптим. – 7+-2
В зависимость от характера малой группы делятся на условные и реальные.
Реальные делятся на лабораторные и естественные. Естественные: неорганизованные и организованные.
С точки зрения совместной деятельности и характера отношений в этой группу их называют ассоциациями, корпорациями и коллективами.
Сложившиеся малые группы выполняют ряд функций:
Фун-я социализации – включение людей в систему общественных связей.
Инструментальная функция подключения совместной деятельности.
Экспрессивная функция – удовлетворение потребности человека в доверии, уважении.
Поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных ситуациях.
Структуры:
Коммуникативная стр-ра;
Стр-ра социальной власти;
Социометрическая – система взаиморасположения членов группы по степени проявления ими симпатии и антипатии группы;
Психологическая характеристика коллектива, стадии и уровни его развития
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупности индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Коллектив характеризуется следующими основными чертами:
• члены коллектива устойчиво взаимодействуют. Это взаимодействие способствует прочности и стабильности существования коллектива;
• коллектив должен отличаться ярко выраженной однородностью состава;
• члены коллектива должны иметь относительно высокую сплоченность в связи с единством взглядов, установок, позиций;
• коллектив должен быть структурирован и организован;
• коллектив отличается открытостью - готовностью принять новых членов.
Из социальной психологии.
Ролевая структура группы. Роль – это система ожиданий, предъявляемых человеку, занимающему определенную позицию:
внутриличностные,
межличностные,
социальные,
внутригрупповые.
Внутригрупповые роли. Шиндлер (за фамилию не отвечаю) выделил 4 основные типа ролей:
Лидер.
Мозговой центр – человек, который является самым компетентным членом группы, самым информированным, оказывает влияние на мнение лидера, но никогда не станет им.
Ведомые.
Отверженные аутсайдеры.
Чем более развитыми являются отношения в группе, тем более гибкой является ролевая структура в группе. Самая жесткая ролевая структура в примитивных группах (бандах). Выйти из роли в таких группах практически невозможно.
Внутригрупповые роли в семье: самая неблагоприятная ситуация в тех семьях, в которых существует жесткозакрепленная ролевая структура. Чем более гибкой является ролевая структура группы, тем более она гармонична.
Это отредактиренная часть моей курсовой, источники приличные, но обобщенные. Какие-то совковые дяди. <Мои комменты курсивом> Жиркова Ирина. Не скучайте.
что такое малая группа, каковы ее признаки и границы.
«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»
Размер 2-30 <(разные источники, много суеты и споров) оптимальное 7+-2, 30 человек это когда про школьный класс говорят>
самое существенное и значимое, а именно: «малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» (отличающие от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов).
Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:
прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;
наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;
внутригрупповую распределенность функций и социальных ролей;
общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;
определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени.
Непосредственно общие качества группы:
Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
Референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов.
Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность – мера активизации групповой составляющих ее личностей.
Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
организованность – реальная способность группы к самоуправлению;
эмоциональность – межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:
Ч.Кули: деление малых групп на «первичные» (ассоциации людей, связанных узами эмоциональной природы. семья, группы друзей) и «вторичные» (часто встречаются, но обезличенный характер);
Мэйо: деление их на «формальные» «неформальные» <думаю, все понятно: заданные роли, заданное общение и нет; неформальные внутри формальных>
Г. Хаймен <сам придумал термин «реф.группа»>: деление на «группы членства» (реальные) и «референтные группы» (индивиды не включены реально, но нормы этих групп они принимают; <теперь трасформировали понятие, это просто «значимый круг общения»>).
Также, выделяют номинальные и реальные группы. <это в исследованиях мы иожем сказать «группа например отвергаемых». А они не группа вовсе>
Естественные и лабораторные <опять же про исследования, но в лаб. Те же законы, что у ест., просто они ограничены во времени жизни – только в лаборатории.>
5.1) Естественные группы делятся на: формальные и неформальные
Детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определеннее коллективистские качества и отношения.
Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. Номинальная группа представляет собой лишь формальное объединение друг с другом ранее незнакомых людей.
Группа-ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуникативности. Переход группы на этот этап развития происходит после знакомства учащихся друг с другом и связан с выработкой более менее устойчивых взаимных оценок, стабилизацией взаимоотношений, появлением признанных лидеров и стабильного актива, упрочением их позиций. Общие интересы здесь или отсутствуют, или недостаточно осознаны.
Группа-кооперация. Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. Но их работа в целом отличается неритмичностью и повышенным эмоциональным напряжением. Они подчинены решению конкретных задач
Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Чрезмерная автономизация может превратить группу в корпорацию, то есть выше всего для них станут узкогрупповые интересы. Это произойдет в том случае, если группа оторвется от других групп в организации, с которыми она объединена общей целью и должна сотрудничать, если начнет противопоставлять себя им и осуществлять свои цели любой ценой.
Группа-коллектив. Это высший уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность и все те качества, о которых говорилось в первой части. Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении общественно полезных целей
<И конечно вагон слов про эффективность работы в группе и ура и елы палы.>
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.