logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского

Деятельность Константина Дмитриевича Ушинского протекала в период подъёма общественно-педагогического движения. Во взглядах педагога нашло отражение признание деятельной сущности человека и труда как важнейшего фактора его жизни.

В педагогической теории основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. К.Д. Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.

Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека. Педагогика, организуя процесс целенаправленного воспитания, использует достижения наук о человеке. К.Д. Ушинский называл их «антропологическими» (философия, политэкономия, история, литература, психология, анатомия, физиология и др.).

Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Важнейший фактор воспитания и образования – труд учащихся в школе в различных его формах

В понимании нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму. Его система нравственного воспитания ребёнка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на «разумной деятельности ребёнка», требовала развития активной любви к человеку.

Обращал внимание на средства воспитания, на основные его факторы, различал воспитателей преднамеренных и непреднамеренных. Непреднамеренными являются: природа, семья, народ и его язык. Преднамеренными воспитателями – школа, смена видов деятельности, отдых.