logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

5. С.А. Рачинский и сельская школа

Сергей Александрович Рачинский создал школу для крестьянских детей и общежитие при ней в Татеве (1875 г.). Построил свыше 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью. Как инспектор народных школ и попечитель женских училищ в Смоленской губернии (с 1885 г.) занимался улучшением материального состояния школ и созданием оригинальной системы обучения детей крестьянским ремёслам. Составил проект всеобщего народного образования, принятый в Смоленской губернии.

Рачинский попытался создать тип русской национальной школы. Стремясь сблизить школу и семью на основе народной религиозности, ратовал за передачу всего дела начального образования в руки духовенства. Задачу начальной школы видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия.

Школы Рачинского работали круглый год, в их программы входило изучение церковнославянского и – параллельно – русского языка, закона Божия, церковное пение, чтение русских писателей и некоторых зарубежных классиков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразовательных знаний (по физике, геометрии, географии, истории), черчение, музыка и рисование. Работу школы Рачинский построил на принципе индивидуального воспитания; особое место отводил занятиям с одарёнными детьми, которые определялись в общежитие школы и получали стипендию за счёт личных средств Рачинского.

Религиозно-нравственное воспитание в школах Рачинского осуществлялось в тесной связи с эстетическим и трудовым. Организация быта, работа по самообслуживанию (на школьном огороде, цветнике, пасеке), занятия рукоделием были направлены на приобретение учащимися культуры сельскохозяйственного и домашнего труда.

Весь уклад жизни школы, где старшие ученики помогали и заботились о младших, приближался к семейному. Занятия продолжались в течение дня, чередуясь с физическим трудом, прогулками и отдыхом. В традицию Татевской школы вошли тщательно подготавливаемые детские праздники: рождественская ёлка, праздник славянской письменности, который проводился по окончании школы. Опыт работы своих школ Рачинский обобщил в книге «Сельская школа».

В России в XVIII в. была предпринята попытка создания сети государственных учебно-воспитательных учреждений, а также были сформулированы ценные идеи о социальном воспитании граждан, сложился некоторый опыт общественного воспитания детей и молодежи.

В XIX в. представители отечественной социально-педагогической мысли выявили основные факторы социального развития, попытались определить сущность и компоненты социально-педагогического процесса, средства и механизмы социального развития человека, сформулированы принципы социального воспитания.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности эпохи Просвещения в России? Охарактеризуйте взгляды наиболее видных представителей российского Просвещения.

2. Какова цель воспитания по К.Д. Ушинскому?

3. Какова роль преднамеренных и непреднамеренных воспитателей по К.Д. Ушинскому?

4. Что включает понятие «свободное воспитание» по Л.Н. Толстому?

5. Каковы взгляды Л.Н. Толстого на нравственно-религиозное воспитание?

6. Какие особенности были характерны для «Школы благочестия и добрых нравов» С.А. Рачинского.

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.108-114, 129-134.

2. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / Сост. А.В.Овчинников, Л.Н.Беленчук, С.В.Лыков. – М.: Академия, 2000. – С.175-214.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – С.86-125, 158-161, 165-168, 179-183.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.209-225, 265-278, 292-305.

5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.175-222, 244-323.

6. История педагогики в России / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Академия, 2002. – С.66-162, 199-229, 232-255, 263-269.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.233-276, 358-373.

8. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.96-100, 201-214, 239-272.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С.155-204, 215-244, 266-267.

10. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.217-289, 399-496.

11. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века). – М.: ФОРУМ, 1998. – С.112-241, 372-525.