logo search
Ответы по психологии

Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков: 1. обобщенное отражение действительности, т.к. мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. 2. опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах и характеристиках предметов без непосредственного контакта с ними. Мышление опосредовано речью. 3. мышление всегда связано с решением задачи (проблемная ситуация → вопрос → ответ на вопрос (т.е. цель мышления) находится с помощью умственных операций). 4. неразрывная связь мышления и речи, мысли мы выражаем словами. Внутренняя речь.

Мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы высокого уровня. Особую роль играют лобные доли головного мозга.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление – такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом при решении задачи человек не ищет новой информации, а пользуется готовыми знаниями, выраженными в форме понятий, суждений.

Образное мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются образы, извлекаемые из памяти или создаваемые воображением. В процессе решения задач соответствующие образы мысленно преобразуются для решения задачи. Понятийное и образное мышление (как разновидности теоретического) на практике находятся в постоянном взаимодействии, они дополняют друг друга.

Наглядно-образное мышление – вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности, и без этого осуществляться не может. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Все виды мышления могут быть рассмотрены как уровни его развития.

К основным видам мыслительных операций относятся:

Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Признание сходства и различия осуществляется на основе выделения существенных признаков предметов. Сравнение бывает непосредственное и опосредованное.

Анализ и синтез. Анализ – мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета, анализ позволяет разложить целое на части, понять структуру. Синтез – мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Анализ и синтез возникают в практической деятельности. Данные операции могут быть практическими и теоретическими.

Абстракция и конкретизация. Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Абстракция используется при усвоении новых понятий. Понятия делятся на конкретные («стол») – обозначаю предмет или группу предметов и абстрактные («мудрость») – понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому ил иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. Конкретизация – пример, иллюстрация чего-либо.

Индукция и дедукция. Это два основных вида умозаключения. Индукция – это переход о частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Дедукция – умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.

Возможно возникновение ошибок и ошибочных суждений в результате мыслительных операций.