logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

3. Концепция социального воспитания

Наторп создал концепцию социального воспитания. Социальное воспитание понимал в самом широком значении. Это не какое-то специальное направление педагогической науки, а наиболее полное выражение задач педагогики в целом. Считал, что в природе не существует «несоциального» воспитания, поскольку ребенок, да и взрослый человек может воспитываться только напрямую другими людьми через общение с ними. «Человек становится человеком только благодаря человеческой общности».

Рассматривая основные законы развития общества, указывал на три основных компонента социальной жизни:

– организация труда (т.е. уровень развития производительных сил);

– политико-правовая организация (основные социальные и юридические нормы, определяющие функционирование общества);

– организация образования (состояние).

Главный фактор прогресса – не улучшение средств производства, а «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом, следовательно, – развитие человеческой воли (которое обеспечивается правильным социальным воспитанием).

Наторп различал у человека три стадии развития воли: развитие влечения; развитие воли в узком, обычном значении этого термина; развитие разумной воли. Отсюда – три типа социального воспитания, соответственно стадиям: домашнее воспитание; социальное воспитание; свободное самовоспитание (которое также обусловлено тесным общением с другими членами «общества»).

Домашнее воспитание – первая ступень общественности.

Вторая ступень воспитания воли – школьное образование. Именно в школе существует направленная организация воспитания, которая полностью соответствует потребностям второго этапа воздействия на волю человека, осуществляя ее регулировку, сдерживание негативных волевых устремлений индивида и развитие позитивных. Школьные порядки сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым все обязаны подчиняться. В то же время школьное воспитание предназначено не только в чем-либо ограничивать волю детей. На этом этапе у них требуется пробудить способность к самостоятельной оценке своих желаний, к умению «выбирать лучшее». Поэтому все школьные правила и запреты должны быть разумно мотивированы.

Такая школа должна быть общенародной и доступной для всех учеников. Учатся в ней с 6 до 12 лет. Затем подростки могли переходить в другую школу, более высшую, где могли учиться еще 6 лет. Наиболее способные поступали в высшие учебные заведения.

Самовоспитание – помимо самостоятельной работы людей над повышением своего культурного уровня также создание разного рода общественных структур типа народных университетов.

В целом учение П. Наторпа базируется на понимании педагогики как социально-направленной и социально-обоснованной теории. Его определение социальной педагогики как «воспитания в обществе, через общество и для общества» остается актуальным и для современного развития этой науки.

Контрольные вопросы

1. Как П. Наторп определял сущность социальной педагогики?

2. Что является предметом социальной педагогики П. Наторпа?

3. В чем заключается философское понимание П. Наторпом общественной жизни?

4. Что представляла собой концепция социального воспитания П. Наторпа?

5. Какова, по мнению П. Наторпа, роль социальной педагогики в развитии общества?

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.102-105.

2. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.185-190.

3. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.300-312.