logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

Анкета 2

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание.

1. Задатки дарований есть у каждого человека, в со­ответствии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчерк­ни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наи­большей мере: хорошая память; наблюдательность; сообрази­тельность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обо­няние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; лю­бовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удо­вольствие от общения.

2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь сво­их сверстников, в чем отстаешь от них?

3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при оп­ределенных недостатках, которые называются противопоказа­ниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи; плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повы­шенная нервная чувствительность; раздражительность, нетер­пеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отно­шениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переделы­вать плохо выполненную работу.

4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сторож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчерк­ни).

5. Подчеркни профессиональные черты человека, который для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость; пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестан­дартность мышления; умение быть простым, доступным в об­щении с людьми; требовательность к себе и своей работе; вы­сокая результативность труда, его качество, полная самоотда­ча в любимом деле; умение учитывать условия и обстоятель­ства; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах.

6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: от­сутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные резуль­таты, возможность творчества, возможности развивать способ­ности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым делом, общение с интересными людьми, высокая обществен­ная значимость, разнообразие в содержании работы, свобод­ное время, возможность самому регулировать рабочее время.

7. Какой учебный предмет является твоим любимым и по­чему?

Люблю__________(предмет), потому что он легко усваива­ется; развивает хорошо ум и способности; нравится преподава­тель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в инсти­тут: знание этого предмета пригодится для будущей профессии.

Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и воз­можностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки, а также о главных направлениях профориентационной работы.

В первоначальном исследовании склонностей и профессио­нальных интересов учащихся может быть использован опрос­ник ДДО.

В основу опросника положена идея о делении всех суще­ствующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек - при­рода, где объектом труда являются живые организмы, расте­ния, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лес­ник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек - тех­ника, где объектом труда служат технические системы, маши­ны, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими про­фессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек- человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Спе­циальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юрис­пруденция и т. д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек-зна­ковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, програм­мисты, машинистки, статисты, экономисты.

Человек - художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фото­граф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принима­ются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

Перед испытуемым ставится задача - дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соот­ветствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится - два плюса (++), а если очень нравится - три плюса (+++). Если скорее не нравится, чем нравится, -один минус (-), если определенно не нравится -два минуса (— ), а если очень не нравится - три минуса (------).

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчи-тываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО». Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного при­менения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что ре­зультаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способ­ности в данный момент.