logo search
Ответы по психологии

Условия и предпосылки психического развития.

Психическое развитие - становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка.

Вопрос об условиях и движущих силах психического развития долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности – биогенетический подход: отдавали приоритете природе, признавали наследственность основной детерминантой развития (Ф. Гальтон, С. Холл и др.), другие приписывали ведущую роль среде и воспитанию (поведение матери, условия жизни, культурные факторы) – социогенетические концепции (Дж. Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом (В. Штерн).

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) исходили из положений о "присвоении" отдельным человеком произведений материальной и духовной культуры, созданных обществом, тем самым показывая специфическое отличие этого процесса от развития психики животных.

В развитии ребёнка ведущую роль приобретает социальный опыт, воплощённый в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. Ребёнком не только приобретаются отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность ребёнка. Врождённые свойства организма (сложное строение гол. мозга, развитая нервная система, прямохождение => рука) являются необходимыми условиями, но не движущими причинами психического развития, они создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяют ни их содержания, ни их структуры. По Выготскому, ни одно из специфически человеческих психических качеств (логическое мышление, воображение, воля и т.д.) не может возникнуть лишь путём вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определённые социальные условия жизни и воспитания.

Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий. Человек овладел природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям – знакам. Знак – искусственное средство, с помощью которого человек смог овладеть своим поведением, памятью и др. психич. процессами. Например, надо что-то сделать, чтобы не забыть – завязал узелок. Увидел узелок –> сделал, что хотел. Узелок выступает психологическим орудием запоминания.

Овладение знаками-средствами осуществляется в процессе интериоризации – это превращение интерпсихологических отношений (внешнее воздействие) в интрапсихологические (самовоздействие). Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого на ребенка, затем ребенок воздействует на внешний мир (на игрушку, др. детей), и только потом овладевает собственной психикой т. е. воздействует на себя.

Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребёнка. Социальным опытом, воплощённым в орудиях труда, языке, произведениях науки и искусства и т.д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения. Усложнение и обогащение форм общения открывают всё новые возможности усвоения различного рода знаний и умений. Усвоение детьми общественного опыта происходит не путём пассивного восприятия, а в активной форме.

Каждая новая ступень псих. развития закономерно следует за предыдущей, и переход от одной ступени к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами, т. е. изменением социальной ситуации развития. В психическом развитии ребёнка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии развития к другой. Одно из осн. противоречий такого рода - противоречие между возросшими физиологическими и психологическими возможностями ребёнка и сложившимися ранее видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими людьми. Эти противоречия, принимающие подчас характер возрастных кризисов, разрешаются путём установления новых взаимоотношений ребёнка с окружающими, формированием новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень психического развития.