logo search
Ответы по психологии

Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.

ПОЛОЖЕНИЕ о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ 2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. 3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений. 4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением. 5. Целями Службы являются: • содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса; • содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; • оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 6. Задачи Службы: • психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин из возникновения, путей и средств их разрешения; • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности; • формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; • содействию педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях; • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников; • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников; • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений; • участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; • содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии; • содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ 7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения. 8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями. (Различные концепции психологической службы)

Теоретическая концепция необходима психологической службе для того, чтобы, объяснив природу и сущность онтогенетического развития психики, обосновать содержание работы психолога в школе, охарактеризовать его функции. Практическая пси­хология образования существует, но еди­ная концепция психологической службы от­сутствует. Выделить не­сколько соответствующих концепций и моделей.

1. Широкое распространение полу­чила концепция, разработанная сотруд­никами лаборатории научных основ дет­ской практической психологии Психоло­гического института РАО, возглавляемой И. В. Дубровиной.

Согласно этой концепции, психоло­гическая служба образования рассматри­вается как компонент целостной систе­мы образования, целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного и дошкольного возрастов.

Основными задачами психологиче­ской службы образования выступают сле­дующие:

• реализация в работе с детьми воз­можностей и резервов развития каждого возраста;

• развитие индивидуальных особен­ностей детей;

• создание благоприятного для раз­вития ребенка психологического кли­мата;

• оказание своевременной психологи­ческой помощи и поддержки детям, ро­дителям и педагогам.

В качестве основных видов деятель­ности практического психолога высту­пают психологическое просвещение как приобщение взрослых и детей к психо­логическим знаниям; психопрофилакти­ка, направленная на сохранение психо­логического здоровья детей; психологи­ческое консультирование всех участни­ков образовательного процесса; психо­диагностика развития ребенка, сформи­рованности определенных психологических новообразований, личностных и межличностных особенностей с целью определения психологических причин, проблем и трудностей в обучении и вос­питании с последующей их коррекцией. Разделяя главную идею И.В. Дубро­виной о сохранении психологического здоровья как цели психологической служ­бы, оригинальную модель в сфере дополнительного образования детей разра­ботал московский психолог А.В. Шува­лов. Он предлагает создать на базе образовательных учреждений кабинеты психологической помощи, так называе­мые камерные психологические поликли­ники. Оказание психологической помощи происходит в два этапа: психологиче­ское консультирование сменяется пси­хотерапевтической работой.

2. В.Э. Пахальян отводит психопрофилактике основную роль. Педагог-психолог рассматривается как «специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии обра­зования, а учреждения образования — как среду, в которой существуют опти­мальные условия для профилактики на­рушений психологического здоровья». В этой связи перед психологом об­разования ставится задача обеспечения психопрофилактической работы не толь­ко с детьми «группы риска», но и на уровне образовательной среды в целом. По мнению В.Э. Пахальяна, психопро­филактика — системообразующий вид деятельности практического психолога образования, не исключающий диагностико-коррекиионной работы, консуль­тирования и просвещения, которые вы­ступают как средства психопрофилак­тики, что меняет их направленность.

3. Л.М. Фридман. Цели псих. службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе. Цель школы - «воспитание каждого ученика образованной, куль­турной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью». Соответственно целью психоло­гической службы - научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, т.е. его по­строение на основе современных психо­лого-педагогических теорий воспитания и развития личности. Виды работы школьного психо­лога: прием детей в школу и комплекто­вание классов; налаживание взаимоот­ношений учителей и родителей; изуче­ние процесса личностного развития уча­щихся; оценка воспитанности учащих­ся; работа с учителями и администра­цией школы.

4. М.Р. Битянова — автор оригиналь­ной концепции психологического сопро­вождения. Под сопровождением М.Р. Битянова понимает такую систему профессиональной деятельности психо­лога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологическо­го развития ребенка в ситуациях школь­ного воздействия. При этом автор на­стаивает на принципиальном отличии сопровождения от руководства или по­мощи. Направления работы школьного психолога: школьная прикладная диагно­стика; психокоррекционная и развиваю­щая работа со школьниками; консуль­тирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов; социально-диспетчерская деятельность.

5. Психологи Са­марской области (Т.Н. Клюева и другие) занимаются мониторингом образователь­ного процесса с целью определения со­стояния психологического здоровья де­тей. Эти данные ложатся в основу уп­равленческих решений.

6. По мнению А.А. Реана, централь­ной фигурой, с которой должен рабо­тать школьный психолог, является не уча­щийся, а учитель. Рассматривает психо­логическую службу как элемент единой психолого-педагогической системы.

В.Э. Пахальян в каче­стве еще одной модели рассматривает «службу поддержки образования». Представляется, что это - скорее не модель, а система требований к пси­хологической службе образования ис­ходя из которых могут быть построены соответствующие модели работы психо­лога в образовании. Многообразие моделей и концепций практической психологии об­разования. При внимательном ознаком­лении с ними оказывается, что они не противоречат, а в известном смысле до­полняют друг друга. По меткому заме­чанию В.Э. Пахальяна, существуют «об­щие концептуальные основания построе­ния психологической службы в системе народного образования и организации работы в рамках той или иной модели». До настоящего времени нет единого по­нимания, во-первых, соотношения со­держания и формы работы психолога в школе, во-вторых, соотношения задач и целей службы, с одной стороны, и средств их достижения — с другой.