logo search
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов

Метод лабораторных работ (лабораторный метод) применяется для проведения студентами опытов, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств. Лабораторно-практические занятия направлены на соединение знаний с практическим самостоятельным выполнением различных упражнений, практикумов, опытов. Задания могут выполняться как индивидуально, так и в группах с обязательным выполнением каждым намеченного объема работ. Применение метода лабораторных работ характерно при изучении предметов точных наук: математики, физики, химии, географии и т.д. На отдельные темы лабораторные работы с успехом проводятся и по гуманитарным предметам: языкам, истории и пр.

Однако при изучении педагогических дисциплин в вузе этому методу уделяется значительно меньше внимания, чем таким формам и методам, как самостоятельные работы, тестирование, дидактические игры, интерактивные формы обучения и пр. В учебных планах и программах многих современных педагогических курсов лабораторные занятия по педагогике традиционно не предусматриваются. В последнее время возник ряд предпосылок (возросшие компьютерные компетенции студентов и педагогов, наличие компьютерных классов, обеспеченных выходом в Интернет, увеличение количества домашних компьютеров, развитие электронных средств для записи и переработки информации и пр.), которые позволили нам разработать и реализовать на практике комплекс взаимосвязанных лабораторных занятий по курсу «Педагогические системы и педагогические технологии: практический аспект» на основе анализа Интернет-ресурсов, отражающих деятельность конкретных педагогических систем.

Именно метод лабораторных стимулирует активность действий обучающихся как на стадии подготовки к проведению исследования, так и в процессе его осуществления. Он дает студентам возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого исследования; гармонизировать свои отношения к учебному предмету, сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, подойти к их рассмотрению и анализу с разных точек зрения, определить иные, возможно, нетрадиционные пути проведения наблюдений и исследований. А применение современных электронных средств коммуникаций в ходе лабораторных расширяет границы поиска, вводит студентов в реальный мир многочисленных школ, делает учебный процесс более динамичным и интересным.

В ходе выполнения трех лабораторных работ: «Сравнительный анализ средних образовательных учреждений Республики Беларусь», «Сравнительный анализ средних образовательных учреждений стран ближнего зарубежья (Россия, Украина, Казахстан, Молдавия, Польша)», «Сравнительный анализ средних образовательных учреждений стран дальнего зарубежья (Германия, Англия, Франция, США)» обучающиеся проводят сравнительный анализ особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Республики Беларусь, стран – близких соседей со сходной системой среднего образования: Россия, Украина, Казахстан, Литва, стран далекого зарубежья: США, Германия, Франция, Италия, Япония и др. Для выполнения третьей лабораторной работы необходимо знание иностранного языка. Она может проводиться на факультетах, где есть специальности с углубленным изучением иностранных языков, либо может быть рекомендована как вид самостоятельной контролируемой работы для отдельных студентов. Кроме решения непосредственных образовательных задач по курсу «Педагогические системы и технологии», выполнение этой работы стимулирует студентов к совершенствованию и углублению знаний по иностранным языкам. При выполнении всех трех работ используется системный подход.

Занятия проходят в компьютерном классе, где имеется возможность выхода в глобальную сеть Интернет, либо в Интернет-кафе. Организуется работа студентов индивидуально либо по парам. Студенты посещают сайты конкретных учебных заведений, научно-методических лабораторий, психолого-педагогических центров. Работая с информацией, размещенной на сайтах, студенты наблюдают и анализируют деятельность реальных педагогических систем; следят за особенностями и уникальностью событий, происходящих в них, при определенных условиях являются прямыми участниками педагогических ситуаций.

Для участников лабораторных занятий основными образовательными задачами являются следующие: научиться осуществлять направленный поиск в Интернет с помощью специальных программ – поисковиков; ознакомиться с официальными сайтами Министерств образования Республики Беларусь, России и других стран; ознакомиться с примерами реальных педагогических систем и педагогических технологий, включенных в систему непрерывного образования Республики Беларусь и других стран; составить классификационные карточки нескольких технологий (примеры классификационных карт рассматриваются на лекционных занятиях); дать сравнительный анализ педагогических систем одного уровня. На основании изученного необходимо сделать выводы о наиболее характерных чертах современных образовательных систем и путях их совершенствования. Также, в соответствии с профилем специальности, ставится задача по наблюдению и исследованию деятельности в учебном заведении конкретной методической службы. Например, студенты психологического факультета БГПУ им. М.Танка, выполняя лабораторные работы, изучают особенности организации и деятельности психологической службы в разных образовательных учреждениях, студенты исторического факультета уделяют больше внимания деятельности методических объединений учителей истории или гуманитарных предметов, кафедрам исторических наук, идейно-патриотической составляющей воспитательных программ школ и т.д.

В ходе выполнения лабораторных студенты знакомятся с многочисленными примерами сайтов школ, лицеев, гимназий, колледжей; затем, отбирают из накопленного материала и анализируют те педагогические системы, которые оказались наиболее интересными для изучения, анализа и сопоставления. Наша практика преподавания показала, что каждый студент в ходе выполнения лабораторных заданий посещает более 20-ти сайтов белорусских средних школ и более 10-ти зарубежных. Нельзя ограничивать самостоятельный методический поиск студентов, необходимо нацелить их на расширение своего информационного поля, самостоятельный анализ и отбор материала для будущих исследований. Так студенты 2-го курса психологического факультета специальности «Психология. Иностранный язык» (2005-2006 учебный год) дополнительно к рекомендуемым ресурсам изучили учебно-воспитательный процесс и используемые в нем образовательные и воспитательные технологии более чем в двухстах различных школах Беларуси, в восьмидесяти школах России, в ста школах Украины, Литвы, Польши, Израиля, США, Новой Зеландии, Германии и др.

Так как объем работы достаточно большой, то на подготовку отчетов обычно отводится две-три недели. Студенты имеют возможность продолжить поиск и изучение педагогических систем самостоятельно с помощью домашнего компьютера, выполнить дополнительные задания, внести изменения и поправки. Отчет предусматривает также наличие обязательного самоанализа выполненной работы и самооценку своей деятельности. Лабораторные работы проводятся в два этапа: аудиторно и продолжаются вне аудитории. Выполняются студентами младших курсов. Поэтому преподаватель организует систему поддерживающих консультаций по заранее составленному графику, в том числе консультирование и корректировка методического поиска осуществляется с помощью электронной почты.

Преподаватель, проводящий лабораторные занятия, должен владеть элементарными навыками поиска информации с помощью широко используемых программ-поисковиков (например, осуществлять поиск «по слову» в программах-поисковиках «Rambler.ru», «Yahoo.ru», «tut.by»), а также по электронному адресу учреждения в программе Internet Explorer. Перед проведением первого лабораторного занятия преподаватель должен сам хорошо изучить предлагаемые для педагогического исследования сайты.

К рекомендуемым для посещения сайтам предъявляется ряд требований.

1. Сайт должен содержать наиболее полные сведения о деятельности данной педагогической системы: на сайте должны быть представлены адрес, полное название, девиз, Устав (если есть) и концепция образовательного учреждения, особенности системы методической и научно-методической работы, учебно-воспитательного процесса, режима работы, воспитательная система, психолого-педагогическая служба, достижения, успехи учеников в олимпиадах интеллектуальных и спортивных, культурных соревнованиях и т.п.

2. Информация сайта должна быть периодически обновляемой учреждением, представленным на этом сайте. В обновлении информации на сайте желательно участие не только сотрудников образовательного учреждения, но и самих учащихся, а также родительского или Попечительского Совета.

3. Желательна предоставляемая сайтом возможность «горячей линии» для непосредственного общения on-line. Студенты при выполнении работы могут непосредственно задавать вопросы психологу школы, учащимся, завучам, методистам и получить ответы, могут подключиться к внутришкольной или районной конференции и поучаствовать в обсуждении тех или иных психолого-педагогических проблем. При выполнении заданий по анализу особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях у студентов возникает множество различных вопросов. Например, при изучении учебных планов Московской частной школы «Солнечный ветер» особый интерес у студентов вызвало наличие предмета «фитбол» для учащихся начальных классов.

В таблицах 10.1–10.2 приводятся примеры учебных заведений, отличающихся высоким уровнем организации учебно-воспитательного процесса и особыми достижениями учителей и учащихся этих школ в различных соревнованиях, олимпиадах, научно-практических конференциях. С приведенных примеров можно рекомендовать студентам начать свой поиск и изучение педагогических систем.

Таблица 10. 1. Примеры рекомендуемых Интернет ресурсов для выполнения лабораторных работ (г. Минск)

№ п/п

Учебное заведение

Основная образовательная особенность учебного заведения

Электронный адрес

1

СШ№ 38, г. Минск

Уникальная система воспитательной работы, реализация технологии проблемного обучения

sch38.minsk.edu.by

(Пример наиболее полного сайта школы, созданного с помощью учащихся)

2

СШ №51, г. Минск

Система работы с одаренными учащимися в области математики и физики, развитое олимпиадное движение

sch51.minsk.edu.by

3

СШ №64, г. Минск

Система экологического образования.

Сотрудничество с институтами микробиологии АН Беларуси и России, агентством по охране окружающей среды в штате Огайо (США)

sch64.minsk.edu.by

4

Минская педагогическая гимназия №3

наличие профильных педагогических классов, технологии обучения педагогическим дисциплинам,

mpg3.minsk.edu.by

5

гимназия №15, г. Минск

В гимназии внедрена уникальная современная форма обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам по довузовской подготовке (мультипрофильная модель обучения).

gymn15.minsk.edu.by

(На сайте есть электронная газета учащихся, виртуальная приемная, виртуальный методический кабинет)

6

Гимназия – колледж №24, г. Минск

Система обучения учащихся иностранным языкам с выдачей профессионального сертификата международного уровня

mulk24.minsk.edu.by

7

Гимназия №21, г. Минск

В учебно-воспитательном процессе используется широкий спектр технологий: дифференцированное, модульное, адаптивное обучение; проектная технология; технология кооперативного обучения; технология французских педагогических мастерских.

gymn21.minsk.edu.by

8

Лицей БГУ

Система работы с одаренными учащимися Республики Беларусь

www.lyceum.bsu.by

Таблица 10.2 . Примеры рекомендуемых Интернет ресурсов для выполнения лабораторных работ (страны СНГ)

№ п/п

Учебное заведение

Основная образовательная особенность учебного заведения

Электронный адрес

1

Средняя общеобразовательная школа №45

г. Москва, Россия

Школа входит в мировую педагогическую систему IBO (систему Международного бакалавриата)

www.ms45.edu.ru

2

Частная школа «Мастер-класс»

г. Москва, Россия

Система научно-методической работы кафедр, применение в учебно-воспитательном процессе социальных технологий

www.mastercl.com

3

Образовательное учреждение среднего образования «Школа сотрудничества»,

г. Москва, Россия

В основу учебно-воспитательного процесса заложены технологии сотрудничества и сотворчества, реализуется профильное обучение на старшей ступени

www.cooperation.ru

4

Частная школа «Солнечный ветер»,

г. Москва, Россия

Основа учебно-воспитательного процесса – развивающие технологии

www.windline.ru

5

Ломоносовская школа,

г. Москва, Россия

Основная образовательная цель – фундаментальное образование, система интеллектуального развития учащихся, применение развивающих технологий (технология «ИнтеллекТ»)

www.lomon.ru

6

Мариинская гимназия,

г.Одесса, Украина

(русскоязычная школа)

Школа основана в 1868 году, имеет богатейшие педагогические традиции. В учебно-воспитательный процесс внедрены следующие инновационные технологии: личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся, нетрадиционные формы проведения уроков, интегрированные уроки; разноуровневая дифференциация, использование компьютерных обучающих программ, подключаемых к сети INTERNET.

Marg.odessa.narod.ru

(cайт представлен на русском языке)

7

гимназия №315,

г. Киев, Украина

Углубленное изучение иностранных языков, участие школы в Международных культурных фестивалях, информационные технологии, ученический драматический театр

www.school315.kiev.ua

(cайт представлен на украинском языке)

Ниже в Таблице 10.3 приводятся примеры вспомогательных Интернет-ресурсов, которые преподаватель может использовать при организации не только лабораторных, но и семинарских занятий, а также при организации контролируемой самостоятельной работы студентов. Эти ресурсы можно рекомендовать студентам для ознакомления и подготовки к семинарам для углубления знаний по курсу «Педагогические системы и технологии».

Таблица 10.3. Примеры дополнительных Интернет-ресурсов

№ п/п

Краткое описание сайта

Интернет – адрес

1

Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Беларусь

http://minedu.unibel.by/

2

Официальный сайт Министерства образования России

http://www.fasi.gov.ru/

3

Сайты, посвященные ТРИЗ-технологии

www.natm.ru/triz/

www.trizland.ru

4

Сервер «Развивающее обучение» педагогического центра «Эксперимент», Литва

http://www.experiment.lv

5

Виртуальная кафедра экологического образо6вания и педагогики, Россия

http://eop.narod.ru/

6

Лаборатория информационных технологий. На сайте представлены педагогические методики и технологии, он-лайн тесты, Россия

http://iit/metodist.ru/

7

Программа-поисковик по педагогике, полезные ссылки на образовательные сайты, ссылки, статьи, Россия

http://www.t6.ru

8

Авторский сайт педагога Ирины Хоменко для педагогов и родителей, Россия

http://www.inter-pedagogika.ru

Таким образом, метод лабораторных работ используется нами для формирования прочных теоретических знаний у студентов, приобретения ими умений, знаний, навыков, обеспечивающих прямое включение будущих молодых специалистов в процессы «добывания» знаний. Лабораторные работы с использованием Интернет-ресурсов при изучении педагогических дисциплин априори ориентированы на проявление творчества студентов и на этапе сбора данных, и на этапе поиска своих решений поставленных задач, и на этапе обобщения результатов. Именно поэтому студенты очень положительно отзываются о такой форме занятия, заинтересованно включаются в работу, демонстрируют получение совершенно новых личностно-значимых, а при определенных условиях и общенаучных практических результатов.