logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

· Проектная технология обучения и ее сущность

Проектное обучение часто называют методом проектов. У его истоков находился основоположник прагматической педагогики Дж.Дьюи. Он предложил реформу школьной системы. Школа должна решать практические задачи, которые предлагает сама повседневная жизнь. Принципы дидактической системы, которую он реализовывал в своей школе: учет интересов детей; учение через деятельность; познание и знание являются следствием преодоления трудностей; сотрудничество участников педагогического процесса; свободное творчество. Эти принципы во многом характеризуют проектное обучение, родоначальником которого считают ученика Дж.Дьюи В.Х.Килпатрика. На его учебных занятиях учащиеся искали выход из различных жизненных ситуаций и попутно приобретали необходимые знания. При этом обязательность систематизированной учебной программы им отрицалась.

В последнее десятилетие метод проектов становится все более популярным, что объясняется, с одной стороны, его направленностью па развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя.

Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. projectus, буквально – брошенный вперед) – 1) совокупность документов, расчетов, чертежей для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа (например, договора); 3) замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта. Под методом (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно ориентированного подхода, который поддерживается, кроме общепринятых, дидактическими принципами.

Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.

Принцип кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности;

Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания;

Принцип учета индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;

Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности;

Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат;

Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

В проектном обучении меняется роль учителя, который становится разработчиком «фабулы» проекта, организатором деятельности учащихся и их консультантом. Педагог реализует учебный процесс не в логике предмета, а в логике той деятельности, которую осуществляет ученик и которая для него имеет личностный смысл. Успешная реализация технологии проектного обучения возможна, если учитель организует соответствующие педагогические условия.

 Создает проблемную ситуацию, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для изучения и исследования, например: «Тепловая карта школы» (учащиеся исследуют выбранными ими самими методами тепловые потери школьного здания и предлагают пути уменьшения энергетических потерь»; «Лучший способ успешно подготовиться к вступительному экзамену по предмету» (учащиеся в результате разработки проекта на основе анализа значительного массива информации могут предложить наилучший, в данных условиях, вариант подготовки к экзаменам).

 Представляет школьникам возможность для выбора темы проекта, а также возможность индивидуально или в кооперации с другими планировать работу, реализовывать свой проект.

 Организует распределение подтем по группам, ролей и функций в группе. Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т.п. Наличие ролей не исключает, а наоборот подразумевает сотрудничество ребят в проектной группе, а также с другими группами.

 Способствует проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.

 Поддерживает и поощряет использование учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования.

 Консультирует учащихся на всех этапах работы.

 Организует подведение итогов промежуточных этапов работы.

 Представляет ребятам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними.

 Организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию всеми участниками проекта их образовательных продуктов:

 отбирают необходимые средства для осуществления проекта;

 учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир;

 участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;

 учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;

 учитель создает условия для коррекции работы над проектом;

 учитель организует экспертизу проектов;

 учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;

 ученики анализируют свою работу над проектом.