logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 Модульная технология обучения

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц информации.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировались от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение длительное время применялось исключительно в высших учебных заведениях.

Исходя из того, что модуль – это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков «будущего специалиста». Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.

Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформулированных в результате овладевания обучаемыми данным модулем.

Требования к деятельности учителя: главная задача учителя – разработка модульной программы, самих модулей, а на уроке - мотивационно-рефлексивное управление обучением.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность работать в индивидуальном темпе, рационально распределять свое время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом уроке.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой – формирование теоретических знаний, функции второй – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин. На модульную основу можно перевести учебный предмет целиком, однако сейчас целесообразнее включать в курс отдельные модульные уроки, усиливая полезный эффект традиционной системы обучения.

Принципы модульного обучения. Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности. Рассмотрим подробнее каждый.

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру. Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний.

Учебный материал должен постоянно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы, следующие:

 цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий;

 для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности;

 обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение учению;

 необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.

Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения. Необходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучаемых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучаемых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.

Если использовать возможности самоуправления обучающихся, необходимо дать им ясно понять и осознать цели (промежуточные и конечные) учения. В модульном обучении они должны выступать в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и практической деятельности.

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности.

Важно соблюдать принцип паритетности. В последние годы уделяется особое внимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления и превращению его в самоуправление. Необходимо сосредоточить внимание на создание базисного условия для реализации взаимодействия в процессе обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него в первую очередь зависит характер связей управления. Но о каких реальных отношениях может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении, основной целью встреч педагога и обучаемого является предоставление первым информации второму? Другими словами, во время занятий педагог чаще делает «информационные инъекции», забывая о необходимости использования других функций.

Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Но для этого необходимо обеспечить обучающихся эффективными средствами учения, такими как модуль. Используя это информационное средство, обучаемый сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала и приходить на каждую педагогическую встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской деятельности и т.п.

Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения. Все названные принципы опираются на общедидактические и взаимосвязаны с ними.

Цель разработки модулей – разделение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых для постановки и решения задач данного класса.

Модуль – самостоятельная структурная единица и в некоторых случаях обучающийся может слушать не весь курс, а только ряд модулей. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который учащийся получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.

Модульная технология строится на основе развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или товарищей (подбадривание, указание ориентира и т.д.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он сегодня делает с помощью других, завтра он сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется путем содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств учителей и учащихся.

Модульная технология предполагает учет рефлексивного компонента деятельности ученика, который заключается в том, что выполнение задания в модуле начинается с цели и завершается контролем учителя. А точка в занятии всегда ставится только после самооценки, сделанной каждым учеником.

Оптимальная система контроля и оценки учебных достижений в модульной технологии – рейтинговая. Накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Последовательность действий учителя при подготовке к переходу на модульное обучение.

 Представление своего учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания. Сначала учитель сам, а затем совместно с методическим объединением выделяет стержневые линии всего курса и по каждой линии для каждого класса отбирает содержание, обеспечивающее развитие представлений по этому направлению. Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу. Это первый уровень структурирования содержания обучения.

 Составление технологической карты на каждый класс, включающей: стержневые линии, ведущие знания, второстепенные знания, сопутствующее повторение, трудноусваиваемые темы, внутрипредметные связи, межпредметные связи, пути преодоления затруднений.

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

 Создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей в модульной программе. Каждой дается свое название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела. Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: знания, умения и значение этих знаний для последующего усвоения учебного содержания, для жизненной практики и профессиональной ориентации, а главное – для развития личности школьника.

 Выделение в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (также на трех уровнях) для каждого модуля и отбор его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивание системы модулей.

 Градация интегрирующих целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль. В результате возникает дерево целей: комплексная дидактическая цель – интегрирующие цели – частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

 Построение самого модуля. Оно начинается всегда с формулировки интегрирующей цели. Затем дается задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе.

Далее определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика (на 2 – 3 уроках) и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний. В теоретико-содержательном компоненте модуля учебная информация представляется на основе технологий сгущения, таких как опорные конспекты, граф-структуры тезауруса понятий, фреймовые концепты и т.д.

Следующий элемент модуля – резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

Последний элемент – выходной контроль. Его смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

Требования к заданиям в модуле: задания дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решение; отражают механизм усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т. д.); интегрируются целью модуля.

В свете вышеизложенного очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений обучающихся.

Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система оценки знаний, называемая рейтинговой.

Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества человека. Следовательно, рейтинг обученности – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга обучающегося.

Рейтинг – это сумма баллов, набранная учащимся в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменившимся в течение этого промежутка.

Рейтинги широко применяются в окружающей нас жизни. Методики их определения разнообразны, различна и степень сложности этих методик. Такое же положение вещей и в системах рейтинговых оценок при модульном обучении. В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний студента при проведении контрольных мероприятий. В этом случае базовая цена модуля известна (рассчитана) заранее. В других же показатель определяется по довольно сложным формулам с учетом стартового оценочного показателя знаний, ожидаемой оценки качества выполнения испытания и других величин.

Фиксированные точки, этапы обучения определяют вид контроля и, как следствие – вид рейтинга. По этапу контроля предусматривают следующие виды контроля: текущий; промежуточный; итоговый.

Все результаты, достигнутые на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель обучаемого – набрать максимальное число баллов.

По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.

Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла.

Технический рейтинг – складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах.

Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводимых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала.

Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала, умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для приобретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специальности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценку. Аналогичным способом набрать баллы теоретического рейтинга могут только имеющие минимум баллов по техническому рейтингу.

Методы контроля. Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля. Контрольные мероприятия – это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные работы, позволяющие установить уровень знаний, стабильность выполнения учебного графика, активность.

Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оценок качества обучения:

 по конкретному учебному предмету (временный рейтинг);

 по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);

 в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).

Рейтинговая система контроля знаний при модульной системе обучения позволяет:

 упростить процедуру непрерывного контроля знаний;

 получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у учащихся, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;

 прогнозировать положение дел у каждого на некоторые временные периоды;

 регулировать учебный процесс в соответствии с программными целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

 стимулировать активное приобретение знаний, выявлять лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;

 определять статус учащегося, группы, потока в глазах своих сверстников, преподавателей, руководителей учебного процесса;

 создать благоприятные условия для синтеза, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровней обучения (обязательной и производительной базовой и профессиональной программ обучения);

 использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную организационную технику;

 свободно выбрать в соответствии со способностями и наклонностями уровень и направленность подготовки;

 создать новую среду для разработки эффективного методического обучения.