logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

· Сотрудничество – основа витагенной технологии4

Новое направление в технологии образовательного процесса – витагенное обучение с голографическим подходом – было теоретически разработано и обосновано в последней четверти XX в. А.С. Белкиным. Витагенное обучение – это реальный путь к истинному сотрудничеству учителей и учащихся, превращения субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. Голографический подход – это объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

Различают два понятия – опыт жизни и жизненный опыт.

Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий.

Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии готовности к актуализации в адекватных ситуациях.

Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит через несколько стадий.

1-я стадия. Первичное восприятие витагенной информации, недифференцированное.

2-я стадия – оценочно-фильтрирующая. Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе (с общечеловеческих, групповых, гностических позиций), потом – в онтогенезе, т.е. с позиций личной значимости.

3-я стадия – установочная. Личность стихийно или осмыслено создает установку на запоминание информации на конкретный период.

В педагогическом взаимодействии весьма важно сотрудничество. Чем выше уровень его организации, тем успешнее идет педагогический процесс. Под сотрудничеством понимается совместная деятельность участников учебного (трудового) процесса, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает три обязательных компонента:

 четкое осознание единства целей;

 четкое разграничение функций сотрудничающих сторон;

 взаимная помощь в реализации задач, способствующих достижению поставленной цели, а главное – взаимное делегирование полномочий.

Уровни и степени сотрудничества на каждой стадии определяются соотношением роли взрослых и самостоятельности детей в решении образовательных проблем. Стадии сотрудничества:

 опека (дошкольный период) – максимальная роль взрослых в определении целей деятельности ребенка и помощи ему.

 Наставничество (младший школьный возраст) – решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей.

 Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий.

 Сотрудничество (младший и старший подростковый период) – руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей, успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказывать помощь друг другу.

 Содружество (период старшего школьного возраста) – высокая форма сотрудничества, когда обе стороны соединяют воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества.

Источниками витагенной информации являются: средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение; различные виды деятельности; образовательный процесс. Витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт.