logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 Типология форм воспитательной работы

Во всем многообразии существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы можно выделить несколько их типов, которые должны различаться между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых, в свою очередь, может иметь бесконечное множество методических модификаций и вариаций.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое назначение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Однако, организуя воспитательный процесс, многие педагоги фактически не задумываются над тем, какого типа формы они используют в работе, а потому, могут и не замечать, что в их личной практике преобладает какой-то один тип, скажем, те же мероприятия, тогда как другие применяются слишком редко или не применяются вообще. Но так как каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, то это значит, что такой воспитательный процесс носит уже несколько ущербный характер, потому что эти объективные возможности не могут быть полностью реализованы за счет других типов форм.

Общий анализ практики показывает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Представим их общую характеристику.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Выделим характерные признаки этого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Существуют виды форм воспитательной работы, которые объективно могут быть отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.) и т.п.

В каких случаях целесообразно использовать мероприятия как определенный тип форм работы?

 когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо довольно сложную для них ценную информацию (скажем, из области гигиены, экологии, этики, морали, идеологии т. д.), познакомить с произведениями искусства (театра, кино, живописи, архитектуры и т. д.), с культурной, политической жизнью общества (оказать прямое воспитательное воздействие);

 когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующему высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики, культуры и др. В этих случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов (лекции, встречи, экскурсии и т.д.);

 когда организаторские функции слишком сложны для детей (либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта). Например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, диспуты конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших;

 когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо. Например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям и т. п. В этом помогут занятия, практикумы, тренинги и др.;

 когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка и др.).

Мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно или с помощью педагогов организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются коллективными творческими делами.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер- и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, эрудиционы, а также другие формы коллективных творческих дел.

Заметим, в реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:

 дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа. Например, посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т. п.;

 творческие дела, отличающиеся организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на такую-то тему, выступить в роли ведущих и жюри кинофестиваля;

 коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Коллективные творческие дела (далее КТД) как особый тип форм воспитательной работы разработаны и названы так И. П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».

Из всех типов форм воспитательной работы КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

 предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

 обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

 способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;

 эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Каждый педагог интуитивно отличает от других типов форм воспитательной работы игры. Однако определить игры как тип форм сложнее всего, так как, во-первых, само понятие «игра» имеет множество значений и, во-вторых, ни одно из них не имеет однозначного определения.

Еще одно осложняющее обстоятельство. Игру как самостоятельный тип форм воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий, а также от игр как форм стихийного и неорганизованного проведения досуга (к последним относятся, например, головоломки, шарады, настольные и подвижные игры и т. п.).

Понятие «игра» в своем основном значении означает развлечение. Игрой также называют воображаемую деятельность или действия в воображаемой ситуации, исполнение каких-либо ролей (актерская игра, деловая игра, имитационная игра и др.). Воображаемая деятельность (игра) помогает человеку обучиться действиям и поведению, необходимым в реальной деятельности.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, развития.

Говоря об основных признаках игр, можно отметить, что они не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников. В играх в отличие от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда могут воспитанники в реальной, жизни, им часто удается в играх. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут интенсивно формироваться внутриколлективные отношения детей и подростков. Что касается способов организации, то игры как формы воспитательной работы, как правило, организуются педагогом при активном участии самих воспитанников.

К формам-играм можно отнести: деловые, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, развивающие, игры на местности, спортивные и познавательные (см. подробнее в главе 4.).

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Скажем, формы, рожденные как мероприятия, могут быть реализованы по типу игр или дел. Вот, например, экскурсия – типичное мероприятие. Однако и ее можно превратить в творческое дело или КТД, если эту экскурсию разработают и проведут ребята сами для себя, для гостей или младших школьников.