· Технология постановки целей и планирование результатов обучения
Промежуток времени, необходимый для достижения какой- либо заданной группы целей, называется учебным периодом.
Длительность учебного периода может быть любой в зависимости от характера и количества целей. Важнейшие частные случаи – урок и блок уроков.
Учебный период, предназначенный для изучения замкнутой, относительно автономной темы учебного курса, называется блоком уроков. Например, время, предназначенное для изучения темы «Рыбы» курса зоологии, составляет один блок уроков.
Урок – минимальный учебный период. Иначе говоря, урок – это наименьший промежуток времени, за который может быть достигнута та или иная группа целей. Это определение не противоречит другим известным определениям из курса дидактики, но в нем мы абсолютно четко отделяем урок от академического часа. В некоторых случаях подсознательно существующее их отождествление мешает развитию образовательной практики. Особенно это проявляется в спорах вокруг наиболее эффективных новейших образовательных технологий, нелояльных к жестко заданной продолжительности урока. По нашему определению урок кончается тогда, когда достигаются его цели.
Неважно, проводится урок в течение часа, двух или шести; неважно, проводится урок в классной комнате, студии, музее, театре или на лесной поляне; важно другое – ради чего он проводится, какие цели будут достигнуты.
Цели являются системообразующим фактором всякой, в том числе – образовательной деятельности. Какова цель, такова и деятельность. Какова деятельность, таковы и результаты. Понимание этого привело в пятидесятые годы XX века к появлению особого раздела педагогической науки – технологии постановки целей.
Цель – это образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени. Если субъект понимает, что за проблемы он хочет решить, то в целях он должен фиксировать, какие конкретные результаты будут получены к определенному сроку. За абстрактными формулировками целей всегда скрывается отсутствие содержательного видения желаемых результатов. В категорию педагогических целей традиционно включают триаду целей обучения, развития и воспитания. Такое привычное для практики разделение целей является искусственным и малосодержательным, поскольку лишь немногие люди действительно ощущают различия в целях воспитания и развития. В большинстве случаев на практике это разграничение проходит на уровне выбора глагола: «формировать» или «развивать» эстетический вкус школьников.
Оба процесса могут быть имплицитными (косвенными, неявными – например, в результате воздействия соответствующей среды) и эксплицитными – целенаправленными и специально организованными. Образовательный процесс всегда и неизбежно включает те и другие компоненты, но известно, что имплицитное воздействие почти всегда сильнее эксплицитного. Такой подход к целеполаганию перспективен, но трудноосуществим из-за крайней сложности.
На наш взгляд, ближе и понятнее найденное еще в 1956 году Бенджамином Блумом разделение педагогических целей на когнитивные (связанные с развитием ума и мышления), аффективные (связанные с развитием эмоций, чувств и отношений) и психомоторные (связанные с развитием тела). Под такие цели легче проектировать учебные периоды (в том числе блоки и уроки), поскольку мы можем задать себе не расплывчатые («что воспитывать» и «что развивать»), а четкие и предполагающие ясные вопросы:
Что я намерен в предстоящем учебном периоде сделать для развития ума и мышления моих учеников?
Что я могу сделать для развития сферы чувств моих учеников, их эмоционального отношения к миру и отношений между собой?
Что я буду делать для развития координации движения учеников, предупреждения усталости, недомоганий и дидактогенных нарушений здоровья?
Но даже для таких вопросов возможны ответы, типичные для сегодняшней реальности. Для развития сферы чувств учеников я буду развивать их эстетический вкус. Нет никакого объективного способа убедиться, что такая цель достигнута. Но тогда и процесс ее достижения невозможно построить, то есть цель лишается своего деятельностного смысла, перестает быть стержнем образовательного взаимодействия учителя и учеников. Мы выходим на важную характеристику целей, без которой невозможно проектирование деятельности.
Цель диагностична, если существуют доступные средства объективной проверки ее достижения. Диагностичность целей является необходимым условием для возможности проектирования процесса, а потому – возможности его технологизации.
Цель задана операционально, если в ее формулировке имеется указание на средства достижения этой цели.
Только в том случае, если цели обладают обоими свойствами, можно говорить о проектировании процесса, который приведет к достижению этих целей. Всякая диагностично и операционально заданная цель называется задачей.
Представимость целей в виде заданий и является необходимым и достаточным условием возможности проектирования процесса для их достижения.
Представление группы целей учебного периода системой заданий называется планированием результатов обучения.
Мы подходим к принципиально важному вопросу. Если учебные задания – частный случай заданий, то можно ли сузить определение планируемых результатов обучения до представления целей системами учебных заданий?
Возникает гипотеза: планируемые результаты обучения по каждой теме любого учебного курса могут быть представлены системами учебных заданий этой темы.
Доказательство этой гипотезы позволит проектировать обучение, в котором часть целеполагания будет выбором ученика – он сможет выбрать оптимальную цель среди предложенных в процессе обучения.
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям