logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

· Теоретические основы витагенного образования

В учебном процессе просматриваются традиционная логика передачи знаний и логика получателя знаний: учитель транслирует знания, а ученик должен доказать, что это знание им усвоено, стало его достоянием. В центре внимания – сам процесс передачи знания. Именно процесс передачи и обратной связи является главной ценностью.

Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно-значимое. Для ребенка самодостаточными будут только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить в запасниках своей долговременной памяти, т.е. то, что составляет его жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий. Таким образом, опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценность, т.е. первым условием, способствующим превращению витагенной информации в педагогический инструментарий, выступает воспитание ценностного отношения к научному знанию.

 Важным условием витагенного образования является ценностное отношение к незнанию. Незнание дословно означает отсутствие информации. Но есть незнание как способ познания в образовательном процессе.

Незнание как научно-педагогическая категория имеет несколько содержательных характеристик:

 способ осознавать границы знания, так как незнание безгранично;

 фактор стимулирования познавательной активности;

 фактор самореализации личности;

 способ получения нового знания на основе преобразования старого;

 источник профессиональной рефлексии и самооценки личности.

 Формирование представлений о многомерности образовательного процесса. Образование – это проживание действий, проживание деятельности. Образование приобретает главный социальный смысл формирования социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода витагенное образование невозможно.

Многомерность образовательного процесса связана с образованием и просвещением учащихся. В просвещении обнаруживается богатство жизненного опыта человека, его неповторимость. Просветить кого-либо означает сообщить ему ясные понятия, мысли.

Личностный подход. Индивидуальный (личностный) подход – это не только изучение, но и развитие качеств личности, причем не всех, а лишь социально значимых. Он предполагает соблюдение трех принципов:

 опора на положительное в личности;

 оптимистическая перспектива в работе с ребенком;

 учет интересов личности в образовательном процессе с точки зрения ее всестороннего развития.

 Опора на подсознание личности. Опора на подсознание всегда была объектом пристального внимания ученых и практиков различных направлений (суггестивная педагогика, гипнопедия, педагогическое внушение, образовательный маркетинг). Витагенный опыт концентрируется в подсознании, но это не означает связи с бессознательным. Она пока не исследована, но реальна и обнаруживается в самых разных проявлениях личности, в ее мотивации, влечениях, импульсах. Опора на подсознание в витагенном обучении – это творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях.

Чем больше мы даем учащимся возможность обращаться к своей фантазии, творить, тем активнее используем витагенный опыт в образовательном процессе. По словам Л.С.Выготского, «фантазия, которую обычно определяют как опыт противоположный реальности, в сущности говоря, вся целиком коренится в реальном опыте человека».