logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

● Комплексная деловая игра «Новая школа»

Практика преподавания курса «Педагогические системы и технологи» показала, что наибольшие затруднения студенты испытывают при изучении тем, касающихся вопросов педагогического менеджмента. Поэтому, удовлетворяя образовательные запросы наших слушателей, мы разработали и внедрили в практику преподавания деловую игру «Новая школа». Игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, раздела и является комплексной, так как в процессе ее реализуются различные виды игровой деятельности: имитационный ( имитируются события, деятельность людей, обстановка и условия), операционный (моделируется учебный процесс) ролевой (исполняются роли, отрабатывается тактика), а также вводятся элементы делового театра. (разыгрываются конкретные педагогические ситуации, участник должен мобилизовать все силы, научиться работать с партнерами в малой группе и давать оценку реакции остальных играющих). Деловая игра «Новая школа» решает также и комплекс задач, основными из которых являются: дидактические (расширение кругозора студентов по проблемам педагогического менеджмента, формирование устойчивых теоретических знаний по данному вопросу, развитие общеучебных навыков); воспитывающие (воспитание самостоятельности и критичности мышления, формирование активной позиции, нравственных установок, общительности); развивающие (развитие памяти, мышления, внимания, речи, творческих способностей, умения сравнивать, сопоставлять, проводить аналогии, фантазировать); социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, включение в систему общественных отношений, адаптация к стандартам, путям развития реальных педагогических систем, саморегуляция). Кроме того, игра помогает выявить и развить организационные способности студентов, а также их готовность действовать в команде, добиваться не только личного успеха, но и своими действиями влиять на продвижение команды как единого целого.

Основная линия игры выстраивается вокруг подготовки и защиты проектов новых школ, школ-новостроек, которые открывают свои двери в микрорайонах столицы. В роли первой администрации школы-новостройки и выступают студенты. В студенческой группе формируются 4-6 подгрупп для проведения игры. В каждой подгруппе до шести участников соответственно предлагаемым ролям (директор школы- 1, заместители директора по учебно-воспитательной, научно-методической работе- 3, социальный педагог-1, психолог (для студентов психологического факультетов)-1, либо руководитель школьного методического объединения учителей (например, учителей истории для студентов исторического факультета)- 1. К этапу подготовки игры привлекается вся учебная группа, так как в процессе ее проведения осуществляется ознакомление студентов с методикой организации и технологией деловых игр. Преподаватель выступает в роли ведущего, вместе с потенциальными игроками корректирует сценарий, план игры, обсуждает список необходимого и возможного оборудования, а также материалов для проведения игры. Так, например, по согласованному решению игроков, можно задать для всех проектов одинаковые начальные условия (всеми подгруппами моделируется деятельность администрации государственной общеобразовательной школы с одинаковым числом учащихся или класс-комплектов, количеством учителей и сотрудников и т.д.). Можно не задавать жестких рамок, больше фантазировать и рассматривать модели гимназий, лицеев, образовательных комплексов с государственной или частной формой собственности, с различными материальными базами, образовательными целями, учебными планами, программами, ведущими образовательными технологиями и т.д.

Для проведения игры требуется не менее двух семинарских занятий, также необходимо заранее спланировать со студентами время и место ее проведения для того, чтобы они смогли заранее начать подбор, анализ и систематизацию необходимых материалов. Вход в игру осуществляет ведущий (преподаватель). Он озвучивает проблемы, приведшие к необходимости проведения ряда занятий в форме деловой игры, ставит конкретные учебные цели, проводит инструктаж (оговаривает условия, регламент, правила игры, высвечивает ключевые моменты в позиции каждой роли и т.п.). Затем по желанию студентов формируются подгруппы по 5-6 человек, распределяются роли, начинается групповая работа над заданием. Каждая подгруппа, представляя свой проект новой школы, должна представить полное название школы, ее девиз или основную концептуальную идею, эмблему, сформулировать основные цели и задачи своей школы, обосновать актуальность выбора именно этой модели педагогической системы. Каждый участник игры, проживая свою роль, знакомится не только с основными функциональными обязанностями своего персонажа, но также и других «членов школьной администрации» для решения общих управленческих задач по подготовке школы к первому году функционирования. «Новая администрация» моделирует материальную и образовательную среду в новой школе, проектирует учебные планы и программы, планирует учебную, воспитательную, методическую работу, конструирует новый «авторский» учебно-воспитательный процесс, привлекая знания, полученные по курсам: «Педагогические технологии», «История педагогики», «Педагогика современной школы» и др.

На первом этапе игры преподаватель – ведущий выступает в роли консультанта для групп (Таблица 10.4). Консультации для подгрупп могут организовываться, в том числе, и с помощью электронной почты. Наша практика проведения игр показала, что при подготовке проектов школ студенты самостоятельно изучают и используют множество документов Министерства образования Республики Беларусь (штатные расписания различных учебных заведений, типовые учебные планы и программы для средних школ, гимназий, лицеев, статистические данные из национальных докладов по развитию среднего и специального образования и т.д.). Используются также материалы с сайтов Министерств образования России, Украины, Польши, Англии, Австрии, Новой Зеландии и других государств, сведения и аналитический материал, собранный студентами в ходе выполнения лабораторных работ по изучению работы конкретных школ Беларуси и России. Студенты в ходе подготовки к защите своей концепции новой школы обращаются к оригинальным школьным документам: дневникам классных руководителей, планам учебно-воспитательной, методической работы школы на год, уставам школ, изучают планы отдельных учителей-предметников, планы работы школьных методических объединений и кафедр.

На втором этапе игры непосредственно проводится защита проектов новых школ. «Директор» представляет свою команду – «Администрацию», озвучивает разработанную ею концепцию школы, основные цели и задачи школы как нового образовательного учреждения, определяет место новой школы в системе среднего образования города, внешние связи школы, штатное расписание. С помощью других членов команды обыгрываются название, девиз, эмблема, гимн новой школы. При этом студенты могут использовать приготовленные заранее электронные презентации, записи на компакт-диски (музыкальное сопровождение, видеосюжеты, театрализованные сюжеты, интервью со школьниками и т.д.). Затем выступают «Заместители директора», которые, в рамках разработанной модели, останавливаются на особенностях организации учебно-воспитательного процесса вновь созданного учреждения образования, представляют основные моменты, отраженные в Уставе новой школы, а также знакомят участников игры с особенностями планирования первого года учебной и воспитательной работы в школе. «Психолог», «Социальный педагог», «Руководитель методического объединения» представляют свои функциональные обязанности, основные элементы планирования своей деятельности в рамках разработанной модели школы. После презентации проекта школы «Администрация» отвечает на вопросы остальных участников игры, решает педагогические и управленческие задачи, предлагаемые ведущим. Второй этап игры завершается обсуждением в подгруппах презентируемой модели школы. После обсуждения каждый студент–участник игры оценивает выступление команды и выставляет отметки каждому члену выступившей команды-»Администрации» по заранее установленной шкале в заранее подготовленную в конспектах ведомость. Оптимально выбрать четыре оценки: “удовлетворительно” – 1 балл, «хорошо» – 2 балла, «отлично» – 3 балла, «превосходно» – 4 балла. «Превосходно» выставляется участникам игры, которые проявили высокий уровень своего творчества при защите проекта, действовали как единая команда, показали неординарность мышления и нестандартный, оригинальный, но, вместе с тем, верный подход к решению педагогических задач.

На третьем этапе игры подгруппы дают устную обобщающую самооценку своей работе, своему проекту и его защите. Также представителями каждой подгруппы озвучивается общая устная оценка всех проектов. Затем выбранными «счетчиками» суммируются все набранные баллы по каждому проекту. Каждой команде выставляется две итоговые отметки: сумма балов, полученная прямым сложением всех баллов, заработанных каждым “Членом администрации” и средний балл по количеству присутствующих в группе студентов на момент подведения итогов. Таким образом выявляется подгруппа Лидер игры и лучший проект студенческой группы, всего потока или курса.

Четвертый и пятый этапы игры посвящены анализу, обобщению, рефлексии и рекомендациям играющим. Ход игры и ее основные итоги могут найти отражение в настенной газете факультета, на сайте факультета, обсуждаться в студенческом чате. Результаты игры (фоторепртажи с защит, модели школ, подборки оригинальных школьных документов, а также разработанные студентами методические и дидактические документы и материалы, примеры решений педагогических задач и пр.) могут явиться началом дальнейшей аналитической, научно-методической работы студентов. Наша практика преподавания показала, что отдельные фрагменты подготовленных в ходе дидактической игры документов, приобретенные операционно-аналитические навыки по изучению и организации учебно-воспитательного процесса в школе в дальнейшем используются студентами в рамках курсового и дипломного проектирования.

Таблица 10.4 . Технологическая карта игры «Новая школа»

п/п

Этапы

игры

Форма

работы

Содержание деятельности участников

Время и место проведения

1

Подготовительный этап

Индивидуальная

Парная

Групповая

Работа над источниками

Работа с консультантом (преподавателем)

Внеаудиторно:

библиотека

медиотека

интернет-кафе

интернет-класс

школа

(в течение учебной недели)

2

Этап проведения игры

Групповая

Малые группы

Тренинг

Мозговой штурм

Работа с игротехником (преподавателем)

Аудиторно

(семинарское занятие №1 – 60 мин)

3

Этап межгрупповой дискуссии

Малые группы

Выступление групп

Защита проектов школ

Дискуссия

Работа экспертов

Аудиторно

(семинарское занятие №1 – 30 мин,

семинарское занятие №2 – 70 мин)

4

Этап анализа и обобщения

Индивидуальная

Малые группы

Выход из игры

Анализ,

Оценка,

Выводы,

Рефлексия

Аудиторно

(семинарское занятие №2 – 20 мин, начало семинарского занятия №3 – 30 мин)

5

Этап практических рекомендаций и применения результатов («последствия» игры)

Малые группы

Парная

Индивидуальная

Рефлексия

Оценка

Самооценка

Обобщения

Рекомендации

Внеаудиторно

(обобщения -через сайт, чат или настенную газету)

(оценки, значимость, рекомендации –через индивидуальные собеседования с преподавателем (в течение учебной недели)