logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 Технологии группового и коллективного способов обучения

Существенным отличительным признаком группового способа обучения (далее ГСО) выступает то, что в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант – обучает группу (не менее двух человек). Групповой способ обучения (далее ГСО) – традиционный в наши дни способ обучения, он пришел на смену индивидуальному.

На рисунке 5. 1 представлены типы группового обучения

Рисунок 5. 1  Типы группового способа обучения

В традиционном обучении к групповым технологиям можно отнести:

 классно-урочную организацию,

 лекционно-семинарскую систему,

 обучающие игры и др.

Выделяются виды групповых технологий, исходя из различных признаков.

 В зависимости от продолжительности речи говорящих (обучающих), их сменяемости или несменяемости:

 длительная монологическая речь перед группой слушающих (учитель излагает, учащиеся слушают): лекция, доклад;

 поочередные выступления или высказывания (учитель спрашивает, ученики отвечают): беседа, семинар, конференция, диспут и т. д.

 В зависимости от количества участников группового общения:

 занятия в малых группах (в бригадах или звеньях);

 занятия с учебными классами, группами, большими аудиториями, в которых может быть 10, 20, 40, 100 и более слушателей (учащихся).

В.К.Дьяченко выделяет признаки общеклассных учебных занятий как первой разновидности групповых технологий:

 групповая структура общения;

 основное условие работы – всеобщее молчание, тишина;

 преимущество – всё, что необходимо знать и уметь всем членам учебной группы, объясняется и показывается сразу для всех, т. е. одновременно всем;

 учит обычно профессиональный учитель – еще с давних времен наемный учитель, оплачиваемый педагог;

 каждый ученик во время групповых занятий в основном молча усваивает или должен стремиться усваивать преподносимый материал;

 каждый ученик заботится и должен заботиться только о себе и своих личных успехах, так как он несет ответственность, отвечает только за себя, за свои знания, умения и за свое поведение.

Характеристика учебных занятий в малых группах (бригадах, звеньях):

 малая группа – примерно 3–8 учеников;

 структура общения – групповая: в каждый момент общения один говорит,– слушает группа (несколько человек); отличие от общения в больших группах (классах) – в количестве одновременно слушающих, а не в принципе построения и осуществления общения и обучения.

 отдельные ученики ставятся в положение учителя (один или два ученика из бригады);

 на уроке малые группы работают обособленно;

 подведение итогов работы разрозненных бригад происходит на общеклассных занятиях.

Технология организации группового обучения предполагает реализацию следующих предписаний.

 Установить правила и обучить им:

 представить «готовые» правила или предложить учащимся разработать их самостоятельно;

 нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;

 правил должно быть не менее пяти;

 правила положительные лучше отрицательных (нужно указать, что «следует», а не что «не следует»);

 правила должны быть написаны на видном месте;

 правила должны строго выполняться всеми участниками игры.

Примерные правила:

 объединитесь по группам быстро и тихо;

 принесите необходимые материалы;

 говорите тихо;

 слушайте, когда кто-то говорит;

 знайте ваше задание;

 оставайтесь в вашей группе, пока вам не указано делать другую работу.

 Назначить каждому свою роль. Ученики должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задачу нужно всегда выдавать большую, чем дети смогут выполнить. Пусть стремятся сделать побольше, и пусть задачи будут жизненными.

 Распределить задания и каждому указать время его выполнения.

 Дать классу ответный комментарий. Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.

Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4 – 6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала; как на уроке, так и во внеурочное время. Она может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются элементы ГСО.

Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ее ведения:

 Я критикую идеи, а не людей.

 Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

 Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

 Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

 Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

 Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

 Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный рок и др.

При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету – это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь в учебе своим товарищам.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Коллективным способом обучения (далее КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда «каждый учит каждого». Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве, включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах.

Следует четко разграничивать коллективные и групповые способы обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель-консультант; при коллективном способе обучения одновременно несколько учащихся взаимодействуют со всеми остальными.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Психолого-педагогическое обоснование КСО:

 реализация принципа деятельности;

 формирование мотивации учения и обучения;

 всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;

 психологический комфорт в учебном коллективе;

 единство воспитания и обучения;

 реализация субъект-субъектных отношений.

Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов: наличие сменных пар учащихся; их взаимообучение; взаимоконтроль; взаимоуправление.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися, академические знания помогают учащимся выявить главные жизненные ценности.

В современной педагогической литературе разработаны различные виды коллективного обучения:

 изучение текстового материала по любому учебному предмету;

 взаимопередача текстов;

 взаимообмен заданиями:

 решение задач и примеров по учебнику;

 взаимные диктанты;

 разучивание стихотворений в сменных парах;

 выполнение упражнений в парах;

 работа по вопросникам;

 изучение иностранного языка в парах и т.д.

Преимущества технологий КСО заключаются в том, что они учат общепедагогическим навыкам:

 действенное общение;

 умение слушать;

 умение стать на точку зрения другого;

 умение разрешать конфликты;

 умение работать сообща для достижения общей цели;

 улучшается академическая успеваемость;

 воспитывается самоуважение;

 укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

 появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);

 учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.