· Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
Здоровьесберегающие технологии — это способы организации учебной и внеклассной деятельности учащихся, моделирующие программы здорового образа жизни в проблемных жизненных ситуациях. Здоровьесберегающие технологии выступают как самостоятельный компонент образовательных систем и воспитательных систем. Представляется необходимым выделить две основные группы здоровьесберегающих технологий: общепедагогические со здоровьесберегающей направленностью (дидактические и социальные) и специальные здоровьесберегающие — лечебно-коррекционные и психотерапевтические.
Общепедагогические здоровьесберегающие технологии выполняют все их функции, если организация учебного процесса соответствует общим дидактическим принципам, которые предупреждают переутомление учащихся, помогают сохранить их работоспособность в течение всего урока и учебного дня, включают в деятельность все виды анализаторов, регулируют двигательную активность и интерес к уроку.
В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся учителя могут ставить на уроке специальные вспомогательные задачи: создание доброжелательной эмоциональной атмосферы на уроке; учет динамики работоспособности при планировании хода работы на уроке; смена видов деятельности учащихся для предупреждения переутомления; создание ситуаций успешности для каждого ученика; включение упражнений для гигиены глаз, позвоночника, спины, динамических поз; психологическая поддержка неуверенных в себе школьников; использование приемов релаксации и др.
Решая подобные задачи, учитель выстраивает структуру урока как здоровьесберегающую технологию, предусматривая:
1) динамику этапов урока и сложности решаемых на них задач с учетом кривой работоспособности учащихся, перенося пик сложности на II и III этапы урока;
2) включение в урок динамических пауз или весь урок подчиняя динамической технологии со свободным перемещением учащихся по классу;
3) использование музыкального сопровождения, наглядности, смены видов учебной деятельности, элементов занимательности, межпредметных связей, нестандартных задач, проблемных ситуаций;
4) упражнения для профилактики и коррекции отклонений зрения, осанки, внимания, настроения, дыхания и сердцебиения;
5) включение в работу правого и левого полушария, элементов рефлексии и диагностики психофизиологических состояний.
При этом организация урока становится моделью здорового образа жизни ученика как субъекта учебной деятельности. Этому способствует и включение элементов здоровьесберегающих знаний в содержание урока по любому учебному предмету.
Физическое здоровье: учет индивидуальных особенностей работоспособности учащихся; включение в урок различных видов гимнастики (для рук, ног, позвоночника, глаз, дыхательных упражнений); введение двигательных технологий со свободным перемещением учащихся и двигательных дидактических игр; использование нового школьного оборудования, соответствующего возрасту и росту учащихся; периодическое проветривание класса и проведение уроков на свежем воздухе; учет при рассаживании учащихся по местам их физического здоровья (зрение, слух, сколиоз).
Когнитивное здоровье: системное рассмотрение проблем человека и его здоровья в современном мире; задания на принятие решений, выделение главного, работа с лишней и недостающей информацией, планирование деятельности (развитие всех психических процессов и аналитико-синтетической деятельности ума); решение творческих задач и проблемных ситуаций, направленных на позитивное мышление; включение учащихся в исследовательскую деятельность по проблемам сбережения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Эмоциональное здоровье: создание благоприятного эмоционального микроклимата в классе; учет результатов диагностики в развитии эмоциональной сферы учащихся (чувства тревожности и др.); использование чувства юмора педагога; включение в урок релаксационных приемов; методы стимулирования интереса к уроку (побуждение учащихся к вопросам, материалы СМИ, дополнительной литературы, информация Интернет, видеоклипы и т.п.); элементы занимательности, игровые приемы, музыкальное сопровождение, эмоциональные разрядки, переключение внимания; приемы самооценки своего настроения, эмоций и чувств в конце урока.
Духовно-нравственное здоровье: ориентация на целостное развитие человека и его здоровья; установка на акмеологическую и жизнеутверждающую жизненную позицию ученика; создание ситуаций осознания здоровья как ценности; обсуждение жизненных проблем, требующих нравственного выбора; включение проблемных ситуаций, мотивирующих чувство ответственности за свое здоровье; развитие духовных потребностей учащихся (примеры духовной стойкости и мужества и др.).
Личностное здоровье: включение заданий на рефлексию и саморегуляцию психофизиологических состояний; система заданий, обеспечивающая переход от констатирующего контроля к процессуальному, от операционного к рефлексивному контролю с анализом плана действий и принципов его построения при решении учебных и жизненных проблем, включая проблемы здоровья; задания на проектирование программы здорового образа жизни на определенный период (каникулы, экзамены, весна); проведение социально-психологических тренингов, включение их отдельных элементов в урок; создание ситуации успеха для каждого ученика.
Социальное здоровье: учет результатов диагностики развития социальной сферы учащихся (коммуникабельности, социального статуса в классе); создание ситуации переключения социальных ролей учеников на роль учителя (метод менторского обучения), организатора, лидера, исполнителя; использование технологий группового обучения; включение знаний, помогающих ориентироваться в современной социальной среде и вырабатывать способы самозащиты; информация о механизмах адаптации и самореализации в социуме как показателях здоровой личности и социальной зрелости.
Репродуктивное здоровье: элементы раздельного обучения мальчиков и девочек, дифференциация заданий; установка на сохранение своего здоровья как будущих родителей.
Совокупность названных методов, приемов, установок и подходов создает педагогическую основу проектирования и создания здоровьесберегающих технологий обучения в системе работы учителя-предметника.
Опыт здоровьесберегающей модели воспитания предполагает, что учащиеся усваивают определенные гигиенические, медицинские знания и умения, соответствующие биоэнергетическим, физиологическим и нейропсихическим особенностям возраста; познают законы психического развития и взаимоотношений человека и мира, благодаря этому у всех школьников снимается чувство тревожности, предупреждаются фобии и дидактоневрозы, ученик развивается интеллектуально, путем воспитания позитивного мышления и совершенствования сенсорной системы.
В школах со здоровьесберегающей воспитательной системой введен режим перемен, расписание уроков, работа кружков, факультативов и воспитательных мероприятий составляется таким образом, чтобы приоритет отдавать здоровью учащихся. Ученики на уроках не сидят за партами, а стоят за конторками на специальных массажных ковриках, что способствует улучшению зрения, осанки и работы внутренних органов и систем.
Во многих школах Республики Беларусь действуют критерии здоровьесбережения учебно-воспитательной работы: соблюдение недельной и дневной норм нагрузки школьника, двигательного режима школьников (перемены, прогулки, физкультпаузы, подвижные игры на воздухе), режима проветривания, температурного режима, а также комфортные условия общения (положительный эмоциональный фон, обстановка сотрудничества, атмосфера доверительности, взаимопонимания и доброжелательности), отсутствие психотравмирующих ситуаций и факторов, высокая работоспособность, энергичность и смена видов деятельности.
Многие современные школы оборудованы медицинским блоком, где есть бассейны и ванны, ингалятории, тренажерные залы, кабинеты физиотерапии и психологической разгрузки.
На помощь школьному здоровьесбережению может придти огромный резерв внеклассной воспитательной работы, в процессе которой воспитывается любовь к физической культуре, решаются проблемы эмоциональной саморегуляции каждого школьника, формируется умение общения со сверстниками и построение уважительных отношений со взрослыми.
Все эти вопросы находятся в компетенции классного руководителя, который планирует воспитательную работу на весь учебный год, концентрируя воспитывающую деятельность вокруг общешкольных ключевых дел, посвященных проблематике здорового образа жизни. В качестве общешкольных ключевых воспитательных мероприятий, которые актуализировали бы тему здоровьесбережения, пробуждали интерес школьников к здоровому образу жизни, могут быть праздники «Пожелай здоровья всем!», шоу-программы «День достижений», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», акции «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!», «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!» и общешкольные мероприятия «Ярмарка Здоровья», «Неделя моды на здоровье» и т.д.
Предлагаемые воспитательные дела и мероприятия могут стать основой для создания здоровьесберегающей среды в школах, лицеях, гимназиях и всех образовательных учреждениях.
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям