logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

· Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания

Здоровьесберегающие технологииэто способы организации учебной и внеклассной деятельности учащихся, моделирующие программы здорового образа жизни в проблемных жизненных ситуациях. Здоровьесберегающие технологии выступают как самостоятельный компонент образовательных систем и воспитательных систем. Представляется необходимым выделить две основные группы здоровьесберегающих технологий: общепедагогические со здоровьесберегающей направленностью (дидактические и социальные) и специальные здоровьесберегающие — лечебно-коррекционные и психотерапевтические.

Общепедагогические здоровьесберегающие технологии выполняют все их функции, если организация учебного процесса соответствует общим дидактическим принципам, которые предупреждают переутомление учащихся, помогают сохранить их работоспособность в течение всего урока и учебного дня, включают в деятельность все виды анализаторов, регулируют двигательную активность и интерес к уроку.

В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся учителя могут ставить на уроке специальные вспомогательные задачи: создание доброжелательной эмоциональной атмосферы на уроке; учет динамики работоспособности при планировании хода работы на уроке; смена видов деятельности учащихся для предупреждения переутомления; создание ситуаций успешности для каждого ученика; включение упражнений для гигиены глаз, позвоночника, спины, динамических поз; психологическая поддержка неуверенных в себе школьников; использование приемов релаксации и др.

Решая подобные задачи, учитель выстраивает структуру урока как здоровьесберегающую технологию, предусматривая:

1) динамику этапов урока и сложности решаемых на них задач с учетом кривой работоспособности учащихся, перенося пик сложности на II и III этапы урока;

2) включение в урок динамических пауз или весь урок подчиняя динамической технологии со свободным перемещением учащихся по классу;

3) использование музыкального сопровождения, наглядности, смены видов учебной деятельности, элементов занимательности, межпредметных связей, нестандартных задач, проблемных ситуаций;

4) упражнения для профилактики и коррекции отклонений зрения, осанки, внимания, настроения, дыхания и сердцебиения;

5) включение в работу правого и левого полушария, элементов рефлексии и диагностики психофизиологических состояний.

При этом организация урока становится моделью здорового образа жизни ученика как субъекта учебной деятельности. Этому способствует и включение элементов здоровьесберегающих знаний в содержание урока по любому учебному предмету.

Физическое здоровье: учет индивидуальных особенностей работоспособности учащихся; включение в урок различных видов гимнастики (для рук, ног, позвоночника, глаз, дыхательных упражнений); введение двигательных технологий со свободным перемещением учащихся и двигательных дидактических игр; использование нового школьного оборудования, соответствующего возрасту и росту учащихся; периодическое проветривание класса и проведение уроков на свежем воздухе; учет при рассаживании учащихся по местам их физического здоровья (зрение, слух, сколиоз).

Когнитивное здоровье: системное рассмотрение проблем человека и его здоровья в современном мире; задания на принятие решений, выделение главного, работа с лишней и недостающей информацией, планирование деятельности (развитие всех психических процессов и аналитико-синтетической деятельности ума); решение творческих задач и проблемных ситуаций, направленных на позитивное мышление; включение учащихся в исследовательскую деятельность по проблемам сбережения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Эмоциональное здоровье: создание благоприятного эмоционального микроклимата в классе; учет результатов диагностики в развитии эмоциональной сферы учащихся (чувства тревожности и др.); использование чувства юмора педагога; включение в урок релаксационных приемов; методы стимулирования интереса к уроку (побуждение учащихся к вопросам, материалы СМИ, дополнительной литературы, информация Интернет, видеоклипы и т.п.); элементы занимательности, игровые приемы, музыкальное сопровождение, эмоциональные разрядки, переключение внимания; приемы самооценки своего настроения, эмоций и чувств в конце урока.

Духовно-нравственное здоровье: ориентация на целостное развитие человека и его здоровья; установка на акмеологическую и жизнеутверждающую жизненную позицию ученика; создание ситуаций осознания здоровья как ценности; обсуждение жизненных проблем, требующих нравственного выбора; включение проблемных ситуаций, мотивирующих чувство ответственности за свое здоровье; развитие духовных потребностей учащихся (примеры духовной стойкости и мужества и др.).

Личностное здоровье: включение заданий на рефлексию и саморегуляцию психофизиологических состояний; система заданий, обеспечивающая переход от констатирующего контроля к процессуальному, от операционного к рефлексивному контролю с анализом плана действий и принципов его построения при решении учебных и жизненных проблем, включая проблемы здоровья; задания на проектирование программы здорового образа жизни на определенный период (каникулы, экзамены, весна); проведение социально-психологических тренингов, включение их отдельных элементов в урок; создание ситуации успеха для каждого ученика.

Социальное здоровье: учет результатов диагностики развития социальной сферы учащихся (коммуникабельности, социального статуса в классе); создание ситуации переключения социальных ролей учеников на роль учителя (метод менторского обучения), организатора, лидера, исполнителя; использование технологий группового обучения; включение знаний, помогающих ориентироваться в современной социальной среде и вырабатывать способы самозащиты; информация о механизмах адаптации и самореализации в социуме как показателях здоровой личности и социальной зрелости.

Репродуктивное здоровье: элементы раздельного обучения мальчиков и девочек, дифференциация заданий; установка на сохранение своего здоровья как будущих родителей.

Совокупность названных методов, приемов, установок и подходов создает педагогическую основу проектирования и создания здоровьесберегающих технологий обучения в системе работы учителя-предметника.

Опыт здоровьесберегающей модели воспитания предполагает, что учащиеся усваивают определенные гигиенические, медицинские знания и умения, соответствующие биоэнергетическим, физиологическим и нейропсихическим особенностям возраста; познают законы психического развития и взаимоотношений человека и мира, благодаря этому у всех школьников снимается чувство тревожности, предупреждаются фобии и дидактоневрозы, ученик развивается интеллектуально, путем воспитания позитивного мышления и совершенствования сенсорной системы.

В школах со здоровьесберегающей воспитательной системой введен режим перемен, расписание уроков, работа кружков, факультативов и воспитательных мероприятий составляется таким образом, чтобы приоритет отдавать здоровью учащихся. Ученики на уроках не сидят за партами, а стоят за конторками на специальных массажных ковриках, что способствует улучшению зрения, осанки и работы внутренних органов и систем.

Во многих школах Республики Беларусь действуют критерии здоровьесбережения учебно-воспитательной работы: соблюдение недельной и дневной норм нагрузки школьника, двигательного режима школьников (перемены, прогулки, физкультпаузы, подвижные игры на воздухе), режима проветривания, температурного режима, а также комфортные условия общения (положительный эмоциональный фон, обстановка сотрудничества, атмосфера доверительности, взаимопонимания и доброжелательности), отсутствие психотравмирующих ситуаций и факторов, высокая работоспособность, энергичность и смена видов деятельности.

Многие современные школы оборудованы медицинским блоком, где есть бассейны и ванны, ингалятории, тренажерные залы, кабинеты физиотерапии и психологической разгрузки.

На помощь школьному здоровьесбережению может придти огромный резерв внеклассной воспитательной работы, в процессе которой воспитывается любовь к физической культуре, решаются проблемы эмоциональной саморегуляции каждого школьника, формируется умение общения со сверстниками и построение уважительных отношений со взрослыми.

Все эти вопросы находятся в компетенции классного руководителя, который планирует воспитательную работу на весь учебный год, концентрируя воспитывающую деятельность вокруг общешкольных ключевых дел, посвященных проблематике здорового образа жизни. В качестве общешкольных ключевых воспитательных мероприятий, которые актуализировали бы тему здоровьесбережения, пробуждали интерес школьников к здоровому образу жизни, могут быть праздники «Пожелай здоровья всем!», шоу-программы «День достижений», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», акции «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!», «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!» и общешкольные мероприятия «Ярмарка Здоровья», «Неделя моды на здоровье» и т.д.

Предлагаемые воспитательные дела и мероприятия могут стать основой для создания здоровьесберегающей среды в школах, лицеях, гимназиях и всех образовательных учреждениях.