Тестовые задания для самоконтроля
1. Что такое альтернативные технологии?
Один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи).
Радикальный отказ от традиционных концептуальных оснований и общепринятых принципов педагогического процесса и замена их другими.
Изучение структурно-родственных, однородных понятий, постепенное усвоение их дидактическими единицами, т.е. клеточками учебного процесса.
Вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуемый высокой познавательной заинтересованностью.
2. Какие технологии не относятся к альтернативным?
Технологии свободного труда С. Френе.
Вальдорфская педагогика Р.Штейнера.
Технология обучения В.Ф.Шаталова.
Технология саморазвития М.Монтессори.
3. Что такое «критическое мышление»?
Это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.
Это мышление, при котором содержание учебного материала усваивается в виде относительно самостоятельных законченных блоков.
Это мышление, которое отражает заложенные в генетической программе особенности рода, которые передаются по наследству.
Мышление, при котором формируются личностно и общественно значимые свойства личности, развиваются творческие способности.
4. Какие стадии выделяются в технологии развития критического мышления?
Подготовка, проведение, закрепление.
Вызов, осмысление содержания, рефлексия.
Начальная, основная, заключительная.
Вызов, рассуждение, упражнения, итог.
5. Какие методы и приемы учитель использует на стадии вызова?
Дает учащимся возможность высказывать свою точку зрения по проблеме; фиксирует все высказывания; сочетает индивидуальную и групповую работу; стимулирует учащихся.
Возвращает учащихся к первоначальным предположениям; вносит изменения и дополнения; дает практические задания на основе изученной информации.
Устанавливает причинно-следственные связи между блоками информации.
Приобретает навыки самообразования за счет руководства самообразовательной деятельностью учащихся.
6. Какая деятельность составляет основное содержание второй стадии технологии критического мышления?
Поиск компромиссных решений.
Включение в процесс обучения эмоциональных сфер, работа над развитием сильных и слабых учащихся.
Разграничение, разделение и расчленение процесса обучения на этапы, процедуры, операции.
Получение новой информации, корректировка учеником поставленных целей обучения.
7. Что составляет сущность Вальдорфской педагогики?
Содержательно-операционная деятельность по обеспечению учебного процесса.
Система самопознания и саморазвития индивидуальности ребенка при партнерстве с учителем.
Воспитание совершенного человека.
Главный субъект педагогического процесса – коллектив, обеспечивающий педагогику индивидуального параллельного действия в коллективе.
8. Какие особенности методики не относятся к Вальдорфской педагогике?
Метод погружения, «эпохальная методика».
Педагогика требований и направленности на ЗУНы.
Коллективное познавательное творчество на уроке.
Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.
9. Какая из позиций ученика используется в Вальдорфской педагогике?
Ребенок – придаток педагогической системы.
Ребенок обучается в соответствии с составленным расписанием занятий.
Отношения ответственной зависимости с коллективом.
Ответы на занятиях четкие, ясные, логичные, использование метода модульной системы обучения.
10. Какова цель технологии свободного труда (С. Френе)?
Всестороннее воспитание.
Сочетание учебной и внеучебной работы.
Основной упор делается на воспитание трудового, рабочего человека.
Трудовое обучение.
11. Какая из методик не входит в арсенал технологии свободного труда?
Культ здоровья.
Культ информации.
Культ прогнозирования.
Метод проектов.
12. Какие педагогические идеи рассматриваются в технологии саморазвития М.Монтессори?
Личность должна иметь положительную устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию, широкие интересы к познанию, искусству, культуре.
Свободное воспитание и раннее развитие в детском саду и начальной школе.
Идея общеколлективного и интернационального воспитания
Воспитание человека с гражданской направленностью, человека-общественника, коллективиста.
13. Сколько периодов выделяет М.Монтессори в возрастной периодизации?
2.
4.
5.
6.
14. Какие этапы выделяются в процессе реализации технологии мастерских?
Актуализация, работа с материалом, соотнесение своей деятельности с деятельностью мастера, «разрыв», коллаж.
Начальный этап, обсуждение, закрепление, повторение, рефлексия.
»Индуктор», соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных, «разрыв группы», рефлексия и подведение итогов.
»Индуктор», работа с материалом, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных, «разрыв», рефлексия.
15. Что такое «валеологические технологии»?
Обеспечение доступности знаний и овладение компьютерной грамотностью каждого члена общества с учетом состояния здоровья.
Способы организации учебной и внеклассной деятельности учащихся, моделирующие программы здорового образа жизни в проблемных жизненных ситуациях.
Радикальный отказ от традиционных концептуальных оснований и общепринятых принципов педагогического процесса и замена их другими.
Вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуемый высокой познавательной заинтересованностью.
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям