logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)

Классическая лекционно-семинарская система, появившаяся вместе с зарождением университетского образования, и сегодня повсеместно используется в мировой педагогической практике. Она представлена комплексом взаимосвязанных учебных занятий, включающим: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультации и практику по специальности.

Сегодня перед каждым преподавателем вуза стоит задача подачи слушателям большого объема теоретического материала за короткое время лекций. При этом информационные блоки должны оставаться наглядными, логически взаимосвязанными, систематизированными.

Одним из наиболее оптимальных путей решения вышеозначенных задач является применение мультимедийных комплексов, которые сочетают в себе все возможности традиционных ТСО и новейших средств коммуникаций. Мультимедиа аппаратура, получившая широкое распространение в образовательных учреждениях всего мира, сегодня и в Беларуси стала доступна для использования практически во всех образовательных учреждениях. Совершенствование компьютерной базы учебных заведений, обширный парк домашних компьютеров, возросшая за последнее время компьютерная компетентность преподавателей и студентов, как пользователей компьютерных сетей, привели к тому, что на лекционных и семинарских занятиях все чаще используются презентации, подготовленные преподавателями. Однако лекционное занятие становится еще более продуктивным, когда существует активная «обратная связь», то есть когда студенты также готовятся к очередной лекции, выступают с результатами своих наблюдений, обобщений, методических находок. В ходе преподавания курса «Педагогические технологии» нами составлен комплекс видов самостоятельной деятельности студентов, основанный на применении компьютерных технологий и других электронных средств обработки информации (Таблица 10.5). Такие виды самостоятельной работы явились наиболее востребованными в студенческой аудитории, вызвали у студентов наибольший интерес. Кроме того, результаты самостоятельной работы студента, представленной в электронном виде, преподаватель может быстро оценить. Если содержание работы актуально для всех слушателей, то ее сразу можно показать всему потоку, что занимает немного времени. Комментирует презентацию студент – автор.

Таблица 10.5 . Комплекс видов самостоятельной работы студентов на основе использования компьютерных средств обработки информации

п/п

Вид работы на лекционном или семинарском занятии

Методы аналитической работы студентов

Основное оборудование, используемое студентами при подготовке фрагмента занятия

1

Демонстрации, сопровождающие выступления студента на семинаре или лекции: таблицы, диаграммы, схемы, фотографии из различных учебных пособий и других источников)

Поиск, отбор, анализ

литературных источников

Систематизация информации

Обобщение данных

Сканер, компьютер, мультимедиа-проектор, цифровые носители информации

2

Фоторепортаж из школы (класса). Снятый материал записывается с комментариями в виде электронной презентации (например, с помощью программы PowerPoint) или видеосюжета

Наблюдение за эффективной работой учителя и учащихся

Наблюдение использования новых технологий в реальном учебно-воспитательном процессе школы

Систематизация фактов из практики преподавания

Цифровой фотоаппарат или телефон со встроенной фото-, видео-камерой, диктофон, компьютер, мультимедиа –проектор, цифровые носители информации

3

Личный электронный банк данных (литературных источников, перечень Интернет-ресурсов, педагогических технологий, эффективных методов и пр.)

Сравнительный анализ эффективности деятельности реальных педагогических систем (на основе системного подхода)

Обобщение данных

Составление резюме

Компьютер с выходом в Интернет, Интернет-ресурсы образовательных учреждений, мультимедиа-проектор

4

Электронный конспект лекций (студенты дополняют основной конспект лекций своими наработками)

Аналитический обзор литературных источников

Расширение своего информационного поля

Ознакомление с различными видами конспектирования и записи информации

Компьютер с выходом в Интернет, сканер, принтер, цифровые носители информации

5

Представление своей модели учебно-воспитательного процесса, учебного курса, воспитательной или образовательной технологи и т.п.

Анализ

Сопоставление

Выделение основных особенностей учебного процесса, курса или технологии

Методическое проектирование

Защита проекта

Компьютер, мультимедиа проектор, цифровые носители информации

Лекции становятся более насыщенными, интересными, более доступными для понимания; теоретический материал поддерживается и иллюстрируется графическими, табличными, фото и видео материалами. Меняется характер взаимодействия преподавателя с учебной аудиторией: от давлеющего монолога к заинтересованному полилогичному взаимодействию.