● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
Классическая лекционно-семинарская система, появившаяся вместе с зарождением университетского образования, и сегодня повсеместно используется в мировой педагогической практике. Она представлена комплексом взаимосвязанных учебных занятий, включающим: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультации и практику по специальности.
Сегодня перед каждым преподавателем вуза стоит задача подачи слушателям большого объема теоретического материала за короткое время лекций. При этом информационные блоки должны оставаться наглядными, логически взаимосвязанными, систематизированными.
Одним из наиболее оптимальных путей решения вышеозначенных задач является применение мультимедийных комплексов, которые сочетают в себе все возможности традиционных ТСО и новейших средств коммуникаций. Мультимедиа аппаратура, получившая широкое распространение в образовательных учреждениях всего мира, сегодня и в Беларуси стала доступна для использования практически во всех образовательных учреждениях. Совершенствование компьютерной базы учебных заведений, обширный парк домашних компьютеров, возросшая за последнее время компьютерная компетентность преподавателей и студентов, как пользователей компьютерных сетей, привели к тому, что на лекционных и семинарских занятиях все чаще используются презентации, подготовленные преподавателями. Однако лекционное занятие становится еще более продуктивным, когда существует активная «обратная связь», то есть когда студенты также готовятся к очередной лекции, выступают с результатами своих наблюдений, обобщений, методических находок. В ходе преподавания курса «Педагогические технологии» нами составлен комплекс видов самостоятельной деятельности студентов, основанный на применении компьютерных технологий и других электронных средств обработки информации (Таблица 10.5). Такие виды самостоятельной работы явились наиболее востребованными в студенческой аудитории, вызвали у студентов наибольший интерес. Кроме того, результаты самостоятельной работы студента, представленной в электронном виде, преподаватель может быстро оценить. Если содержание работы актуально для всех слушателей, то ее сразу можно показать всему потоку, что занимает немного времени. Комментирует презентацию студент – автор.
Таблица 10.5 . Комплекс видов самостоятельной работы студентов на основе использования компьютерных средств обработки информации
№ п/п | Вид работы на лекционном или семинарском занятии | Методы аналитической работы студентов | Основное оборудование, используемое студентами при подготовке фрагмента занятия |
1 | Демонстрации, сопровождающие выступления студента на семинаре или лекции: таблицы, диаграммы, схемы, фотографии из различных учебных пособий и других источников) | Поиск, отбор, анализ литературных источников Систематизация информации Обобщение данных | Сканер, компьютер, мультимедиа-проектор, цифровые носители информации |
2 | Фоторепортаж из школы (класса). Снятый материал записывается с комментариями в виде электронной презентации (например, с помощью программы PowerPoint) или видеосюжета | Наблюдение за эффективной работой учителя и учащихся Наблюдение использования новых технологий в реальном учебно-воспитательном процессе школы Систематизация фактов из практики преподавания
| Цифровой фотоаппарат или телефон со встроенной фото-, видео-камерой, диктофон, компьютер, мультимедиа –проектор, цифровые носители информации |
3 | Личный электронный банк данных (литературных источников, перечень Интернет-ресурсов, педагогических технологий, эффективных методов и пр.) | Сравнительный анализ эффективности деятельности реальных педагогических систем (на основе системного подхода) Обобщение данных Составление резюме | Компьютер с выходом в Интернет, Интернет-ресурсы образовательных учреждений, мультимедиа-проектор |
4 | Электронный конспект лекций (студенты дополняют основной конспект лекций своими наработками) | Аналитический обзор литературных источников Расширение своего информационного поля Ознакомление с различными видами конспектирования и записи информации | Компьютер с выходом в Интернет, сканер, принтер, цифровые носители информации |
5 | Представление своей модели учебно-воспитательного процесса, учебного курса, воспитательной или образовательной технологи и т.п. | Анализ Сопоставление Выделение основных особенностей учебного процесса, курса или технологии Методическое проектирование Защита проекта | Компьютер, мультимедиа проектор, цифровые носители информации |
Лекции становятся более насыщенными, интересными, более доступными для понимания; теоретический материал поддерживается и иллюстрируется графическими, табличными, фото и видео материалами. Меняется характер взаимодействия преподавателя с учебной аудиторией: от давлеющего монолога к заинтересованному полилогичному взаимодействию.
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям