● Семинар-выставка методических произведений студентов
Данной формой работы рекомендуется завершать цикл лекционно-семинарских занятий по курсу. Семинар – выставка включает механизмы состязательности, обогащает методическую подготовку студентов потенциалом инновационной деятельности, стимулирует интерес к профессиональному педагогическому знанию и применению теоретических педагогических знаний на практике.
Приведем краткую технологическую карту подготовки и проведения методической выставки.
1. Организационный этап. Проводится в начале первого лекционного занятия, когда преподаватель знакомит студентов с планом и объемом предстоящей работы по изучению курса. Организуя работу студентов, необходимо сообщить цели данного мероприятия, выделить этапы его проведения, время и форму подведения итогов. Необходимо также назначить ответственных “организаторов-методистов” в каждой группе, показать, что может дать выставка методических идей каждому студенту для его профессионального роста. Можно продемонстрировать некоторые лучшие материалы выставок прошлых лет.
2. Этап подготовки выставки. Реализуется в течение первых трех-четырех недель работы студентов по курсу “Педагогические технологии”. Чтобы выставка заработала продуктивнее, необходимо заранее организовать обмен мнениями студентов, сравнение и предварительную оценку “экспонатов”. Заинтересованных студентов можно привлечь к созданию чата или сайта в Интернет-сети для размещения создаваемых студентами методических произведений, методических находок; там же можно обращаться с вопросами к составителям или авторам методических идей. Предварительные защиты, показы и презентации можно организовывать и в ходе лекционных занятий, таким образом активизируя лекции, превращая студентов из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.
3. Этап осмысления и систематизации накопленных фондов к открытию выставки. Этапу посвящается пятая или шестая неделя изучения курса. В течение недели работают эксперты-координаторы (в каждой учебной группе – до 5-ти студентов). Задачи экспертов – определить общее число разработок, рапределить их по разделам, например таким, как “новые достижения теоретической мысли”,“передовая практика лучших учителей”, “авторские достижения студентов” и т.п., подготовить отчет о методическом фонде, накопленном в группе. Все отчеты групп могут быть выполнены в виде красочно оформленной настенной газеты, в которой будет сообщен день открытия студенчекой выставки методических находок и идей. Также в это время может состояться открытие “виртуальной” выставки в Интернет по соответствующим разделам. Интеренет – выставку могут посетить не только студенты, изучающие курс, но и студенты других курсов и потоков, преподаватели, все желающие. На этом этапе отбираются лучшие и самые оригинальные работы студентов для их демонстрации на семинарах во всех группах или на поточной конференции.
4. Этап непосредственной работы выставки длится одну или несколько недель. Форма проведения выставки зависит от учебных планов курса, а также от возможностей преподавателя и учебных групп. Презентация экспонатов может быть организована на одном-двух заключительных семинарских занятий в каждой группе. На семинар могут приглашаться студенты из других групп. Можно организовать поточную конференцию или спаренные учебные занятия нескольких групп. Так как на этапе подготовки и на этапе действия “виртуальной” выставки была показана часть работ, то на семинаре группы можно презентировать не все работы. Студенты при показе своего “экспоната” используют электронные презентации, созданный методический материал (раздаточные карточки, оригинальные задания, игровые принадлежности), варианты систематизации, фрагменты своих авторских банков данных и пр. Выступление каждого студента – “участника выставки” ограничивается пятью минутами, затем следуют ответы на вопросы аудитории. Остальные участники фиксируют на отдельных листах формата А4 свои замечания и предложения автору. Из этих листов потом будет сформирована общая “Книга отзывов” методической выставки, в которой каждый участник сможет найти многочисленные оценки своего проекта. Книга заполняется и преподавателем.
5. Этап закрытия студенческой выставки методических находок и идей. Основная цель этапа – подведение итогов выставки. Проводится заочно. Члены Экспертных Советов всех групп на общем собрании изучают материалы “Книг отзывов”, отзывы на электронном сайте или чате выставки, мнения преподавателей и выбирают лучшие экспонаты выставки. Эти разработки могут стать методичеким фондом факультета, а их авторы, студетны, могут награждаться грамотой деканата. В ходе нашей практики организации методических выставок студентов некоторые из работ, после соответствующей теоретической доработки, представлялись на общеуниверситетскую студенческую научно-практическую конференцию. Выводы о результатах методической выставки оформляются в виде большой красочной настенной газеты, результаты фиксируются также и на сайте выставки. Объявляется о закрытии сайта и закрытии выставки.
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям