logo
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

· Технология сотрудничества в обучении3

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как часть.

Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

 переход от педагогики требований к педагогике отношений;

 гуманно-личностный подход;

 единство обучения и воспитания.

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

 гуманно-личностный подход к ребенку;

 дидактический активизирующий и развивающий комплекс;

 концепция воспитания;

 педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности личности, использовать их для более полного и свободного ее развития.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

 гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

 отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

 новую трактовку индивидуального подхода;

 формирование положительной «Я-концепции».

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

 личность проявляется в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная личность;

 личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

 личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

 каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

 приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает:

 педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

 оптимистическую веру в ребенка;

 сотрудничество, мастерство общения;

 отсутствие прямого принуждения;

 приоритет положительного стимулирования;

 терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

 уравнивание ученика и учителя в правах;

 право ребенка на свободный выбор;

 право на ошибку;

 право на собственную точку зрения;

 соблюдение Конвенции о правах ребенка;

 стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средств. Ученье без принуждения характеризует:

 требовательность без принуждения, основанная на доверии;

 увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

 замена принуждения желанием, которое порождает успех;

 ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

 применение косвенных требований через коллектив.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

 отказ от ориентировки на среднего ученика;

 поиск лучших качеств личности;

 применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, «Я-концепция», качества характера, особенности мыслительных процессов);

 учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

 прогнозирование развития личности;

 конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной «Я-концепции» личности. «Я-концепция» – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы «Я-концепция» – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная «Я-концепция» (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная «Я-концепция» (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирования у ребенка положительной «Я-концепции». Для этого в первую очередь необходимо:

 видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» – вот убеждение учителя);

 создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;

 исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

 предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

 содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

 обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

 идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

 вариативность и дифференциация обучения;

 используется положительная стимуляция ученья.

Сегодня технологию обучения в сотрудничестве рассматривают как наиболее успешную альтернативу традиционному обучению, поскольку она легко вписывается в учебный процесс современной школы, не затрагивая содержания обучения, а также является психологичной, гуманной, креативной и необходимой для подготовки современного человека к жизнедеятельности в обществе.

Технология обучения в сотрудничестве в зарубежной школе – это технология, представляющая собой совокупность методов и приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности обучаемых, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данной технологии. Эту технологию обучения также называют обучением в малых группах, или обучение в команде. Хотя принципы и подходы американской и европейской технологии обучения в сотрудничестве идентичны, они все же имеют различия. Если в американской школе эта технология нацелена на формирование определенных умений и навыков, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой, а целью обучения является предпосылка исследовательской работы, то в европейском исполнении обучение в сотрудничестве ассоциируется с проектной деятельностью на уроках и организацией дискуссий, а целью обучения является самостоятельная исследовательская работа.

Особенностью технологии обучения в сотрудничестве является комплексная реализация личностно ориентированного подхода в обучении, общее развитие личности ученика, формирование его коммуникативных умений, а не только овладение системой научных знаний, умений и навыков, адекватных индивидуальному уровню развития. Технология обучения в сотрудничестве позволяет обучаемым осуществлять самостоятельную активную познавательную деятельность и самостоятельное исследование.

Данная технология обучения имеет свои особенности:

 взаимосвязь членов группы;

 личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и совместный результат;

 совместная учебно-познавательная и творческая деятельность обучаемых в группе;

 социализация деятельности обучаемых в группах;

 общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы взаимодействия обучаемых группы наряду с академическими результатами.

В этой технологии учитель выступает организатором самостоятельной познавательной, исследовательской, креативной деятельности обучаемых, а не ретранслятором накопленных человечеством знаний и опыта. Он должен научить учеников работать самостоятельно, критически осмысливать полученные знания, должен сформировать интеллектуальные умения и операции, научить решать возникающие проблемы. Ключевым понятием данной технологии является «группа» (команда). Но для учителя недостаточно сформировать группу и дать ей соответствующее задание. Основная идея технологии обучения в сотрудничестве – индивидуальная ответственность каждого члена группы и равные возможности успеха в совместной познавательной деятельности. Ведь учащиеся получают одно задание на группу, сами распределяют роли, получают одно поощрение на всех. Это стимулирует их к совместной продуктивной деятельности, где индивидуальная ответственность и личные достижения означают, что успех всей команды зависит от позитивного вклада каждого в отдельности, а это в свою очередь побуждает поддерживать, помогать друг другу в команде. Достижение общего отличного результата повышает мотивацию самостоятельной учебной деятельности каждого ученика в отдельности.

Существуют несколько вариантов технологии обучения в сотрудничестве.

 Обучение в команде (Student Team Learning). Эта разновидность обучения использовалась в Университете Дж. Хопкинса.

Групповая цель – «познать совместно». В совместной работе по изучению темы каждый член группы работает самостоятельно, но в постоянном взаимодействии с другими, поскольку от этого зависит общий результат. Чем лучше усвоение учебного материала отдельным участником команды, тем выше достижения всей группы.

Принципы обучения:

1) за выполненное конкретное задание команда получает конкретную награду (отметку, поощрение, знак отличия, похвала и т.д.) совместной деятельности;

2) каждый член команды несет персональную ответственность в совместной деятельности, что стимулирует сотрудничество, сопереживание, взаимопомощь и т.д.;

3) равные возможности каждого члена команды в достижении успеха, т.к. улучшая собственный результат обучаемый улучшает достигнутый результат, (балл) группы, что стимулирует у каждого члена команды желание учиться и формирует заинтересованность в успехе другого.

В педагогической практике существует четыре варианта работы в командах.

Особенностью данных технологий является то, что они могут использоваться применительно к любому предмету и на любой ступени обучения: совместное обучение в малых группах – командах и обучение в командах на основе игры, турнира. Другие два варианта в большей мере предназначены для конкретного предмета и конкретного возраста: индивидуализация обучения в командах (например, для изучения клинической психологии) и обучение в сотрудничестве для методики проведения тренингов («Личностного роста», «Формирования коммуникативных навыков»).

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах. Под группой понимается 4 учащихся разного уровня подготовленности, работу которых учитель организует на занятии. После объяснения нового материала учитель предлагает обучаемым закрепить его в групповой работе. Определенное задание для каждой группы делится на части, которые выполняют ученики одновременно каждый свою часть, либо последовательно, комментируя вслух и контролируя друг друга. После завершения работы всеми группами происходит обсуждение результатов заданий разными группами. Если материал усвоен всеми учащимися, то учитель предлагает дифференцированный тест индивидуально каждому ученику. Индивидуальные оценки за результаты теста суммируются в группе, и выставляется общая оценка. Качественно выполняя свои задания, каждый ученик соревнуется сам с собой за получение высшего балла. Данная организация обучения может использоваться применительно к любому изучаемому предмету и любой ступени обучения.

Организация командно-игровой деятельности. Объяснив новый материал, учитель организует групповую работу для закрепления изученного материала. В качестве контроля знаний учитель использует один раз в неделю соревновательные турниры, между командами (три ученика за столом) с учетом уровня обученности учеников. Каждой команде из трех человек, равной по уровню обученности, предлагается дифференцированное по сложности задание. За победу команда получает одинаковое количество баллов независимо от уровня обученности команды. Команда, набирающая большее количество баллов по результатам турнира, объявляется победителем и награждается. Использовать командно-игровую деятельность рекомендовано для естественно научных дисциплин.

Организация индивидуальной работы в команде. По результатам тестирования каждый учащийся команды получает индивидуальное задание. В команде можно друг другу помогать, отмечая в специальном журнале продвижение каждого. Итоговые индивидуальные тесты оцениваются «оценщиком» группы, что позволяет учащимся самостоятельно без внимания учителя следить за усвоением материала каждым учеником команды. В течение недели учитель проводит индивидуальную корректирующую работу с отдельными командами или учениками. Каждую неделю учитель фиксирует количество и качество изученных тем по классной и домашней работе, выделяет отличившиеся команды. Организация индивидуальной работы в команде используется на уроках математики, для проведения лабораторных работ.

Организация обучения в сотрудничестве чтению и творческому сочинению. Используют разные формы организации обучения: групповую, фронтальную.

При использовании групповой формы работы учащиеся делятся на группы по 4 человека и работают в них парами. Учитель работает с первой командой, остальные работают с текстом: читают друг другу; составляют план пересказа; пересказывают текст; отвечают на вопросы по тексту; работают со словарем.

При использовании фронтальной формы работы все учащиеся при контроле учителя работают с текстом совместно. Тексты учитель подбирает с учетом зоны ближайшего развития. Чаще всего данная организация обучения используется на уроках родного и иностранного языка и литературы.

«Пила». Эта технология разработана профессором Э.Аронсоном.

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на блоки-задания. Каждый ученик команды изучает свою часть блока и является экспертом по конкретному вопросу. После изучения материала эксперты по одному вопросу каждой команды объединяются для обмена информацией. По возвращении каждый член команды подробно докладывает свою часть блока, остальные фиксируют полученный материал. Результатом изучения темы является отчет команды и каждого члена в отдельности учителю.

Сегодня существуют разновидности данной организации обучения. Например, учащиеся делятся на группы по 4 – 5 человек. Вся команда изучает общий для всех блок-тему, но каждый учащийся команды в отдельности является экспертом по конкретному вопросу, т.е. изучает «свой» вопрос более детально. Проводятся встречи экспертов. Итогом изучения блока-темы является индивидуальный контрольный срез для всех учащихся. Индивидуальные оценки суммируются и начисляется балл команде. Команда-победитель награждается.

«Учимся вместе». Это также вариант технологии обучения в сотрудничестве.

Учитель, тщательно продумав индивидуально-типологические особенности каждого учащегося, разбивает обучающихся на разнородные подгруппы (по уровню обученности) по 3 – 5 человек. Каждая подгруппа получает одно задание-стэп, являющееся подзаданием какой-либо большой темы (блока), над которой работают все. Для выполнения задания члены команды самостоятельно распределяют конкретные роли. В результате работы отдельных подгрупп и совместной работы в целом достигается усвоение всего материала. Учитель контролирует не только качество выполнения задания, но и характер взаимоотношений в подгруппе, сотрудничество в обсуждении изучаемого вопроса. Подгруппа получает награды в зависимости от личных достижений каждого члена.

 Исследовательская работа учащихся в группах. Это разновидность технологии обучения в сотрудничестве, в которой доминирует самостоятельная деятельность обучаемых.

При изучении нового материала учащиеся работают индивидуально или в группах по 6 человек. Общая для всего класса тема разбивается на подтемы. Каждая группа делит полученную подтему на части – индивидуальные задания для ученика. После обсуждения в команде заданий, выполненых каждым учеником в отдельности, составляется и презентуется классу единый доклад.

При данной организации обучения от учащихся требуется: качественное выполнение самостоятельной исследовательской работы, ответственное отношение при участии в групповой дискуссии, активное обсуждение коллективных исследовательских результатов, принятие общего конструктивного решения при подготовке группового доклада.