logo search
Ответы по психологии

Психологический тренинг его цели, задача, виды.

Классическое определение психологического тренинга таково: "...Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе".

Тренинг ориентирован на групповое развитие с помощью оптимизации форм межличностного общения.

Классификация тренингов по цели работы.

1. Тренинг направленный преимущественно на выработку поведенческих навыков в конкретных ситуациях социального взаимодействия (умений, или социально-психологический тренинг в узком значении этого термина). Основным методом является ролевая игра, позволяющая отрабатывать необходимые навыки, работа ведется на уровне действий участников, критерии эффективности тренинга объективные (изменения поведения). Группу тренингов умений можно классифицировать на основе того, какие именно разновидности умений в них вырабатываются. Большое число тренингов направлено на выработку умений, необходимых в бизнесе, что дает основание объединить их в группу бизнес-тренингов (тренинг формирования команды, ведения переговоров, эффективных продаж, влияния и противостояния влиянию, подбора персонала, управления производственным коллективом и др.). Проводятся тренинги развития умений, необходимых в педагогической деятельности (управление классом, поддержание дисциплины и т. д.), в профессиональном самоопределении и поиске работы, в прохождении разного рода собеседований, сдаче экзаменов и т. д.

2. Тренинг, направленный на внутреннее личностное изменение участников.

В таком тренинге активно используются психотерапевтические методы и техники получения обратной связи, работа ведется преимущественно на уровне чувств, а не поведения, критерии эффективности тренинга субъективные (самоотчеты участников). Целью личностных тренингов является, в наиболее общем виде, обеспечение условий для стимулирования личностного роста участников. Такие тренинги могут быть классифицированы по механизмам обеспечения условий для личностного роста, положенным в их основу. Наиболее часто используемый механизм - развитие рефлексивных способностей участников, углубление самопознания, что достигается посредством обратной связи (тренинги самопознания). Тренинговая группа выступает для участников в роли психологического "зеркала", позволяющего глубже узнать самого себя, получить объективную информацию о том, как личность воспринимается окружающими. Однако тренинги могут быть построены и на других механизмах - активизация детских эмоциональных потенциалов (тренинги работы с "Внутренним ребенком"), моделирование жизненного опыта, получаемого в критических ситуациях (экстремальные тренинги), активизация творческого потенциала и развитие способностей к самовыражению (тренинги креативности), повышение уровня осознания собственных телесных ощущений (телесно-ориентированные тренинги) развитие мотивации, способности к целеполаганию и т. д.

3. Промежуточный вариант тренинга, когда поведенческие и личностные изменения идут параллельно, а вырабатываемые в ходе тренинга умения применимы к самым разнообразным ситуациям общения (коммуникативной компетентности). К данной группе можно отнести тренинги уверенного поведения, лидерских способностей, сензитивности и т. п.

4. Термин "психологический тренинг" иногда применяется к развивающим программам, направленным на совершенствование познавательных процессов, таких как внимание память, мышление. Целью таких тренингов является совершенствование этих процессов, основной метод - выполнение тренировочных упражнений (иногда в игровой форме), критерии результативности объективные (уровень развития соответствующих процессов фиксируемый с помощью психодиагностических методов).

Классификация по психологическим или психотерапевтическим парадигмам, в рамках которых разработаны тренинги.

Однако значительное число современных тренингов является эклектическими, т. е. сочетает в себе элементы разных подходов отобранные по признаку эффективности для решения конкретных задач. Отнести такие тренинги к какой-либо конкретной психологической парадигме не всегда представляется возможным.