logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию

Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать, что педагогом может быть далеко не каждый. Хорошие, разные специа­листы для общества одинаково весомы. Но учителя, педа­гога в общий ряд не поставишь — от него, и только от него зависит нравственная и профессиональная состоя­тельность и инженера, и предпринимателя, и военного, и врача. Вот почему выбор профессии учителя — вопрос ог­ромнейшей социальной важности, а профессиональная ориентация на педагогическую профессию является важ­нейшим направлением всей системы профориентацион-ной работы как в общеобразовательном, так и в профес­сионально-педагогическом учреждении.

Выбор педагогической профессии не может быть про­цессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он Должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соотносились как с его личными потребностями и интересами, так и с потребностями общества. Пер­воначальная работа по профессиональной ориентации бу­дущих педагогов начинается в школе. Некоторые полагают, что, поступив в педагогический вуз, студент бесповоротно определяется со своей будущей профессией. Однако это далеко не так - выходя на практику, студент, не имею­щий, что называется «божьей искры» в деле воспитания де­тей, сразу чувствует дискомфорт и испытывает сильнейшее желание немедленно все бросить. Хорошо, если из практи­ческой педагогики уйдет случайный человек, а если страна потеряла еще одного Макаренко или Сухомлинского? Сле­довательно, профессиональную ориентацию необходимо продолжать и в стенах педагогического учебного заведения, и за его пределами в ходе стажировки.

Профессиональная ориентация на педагогическую про­фессию — система деятельности, направленная на созна­тельный выбор профессии педагога и включающая в себя сле­дующие компоненты:

профессиональное просвещение (профинформацию);

профессиографию;

профессиональную консультацию;

профессиональный отбор;

профессиональную адаптацию.

Если работа над первыми четырьмя компонентами на­чинается еще в стенах общеобразовательного учреждения, то процесс профессиональной адаптации проходит уже непосредственно в педагогическом коллективе в первые годы работы.

Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной со­вокупностью знаний о социально-экономических и психо­физиологических условиях правильного выбора учительской профессии. Как правило, учащиеся здесь получают инфор­мацию о наиболее общих признаках профессии. По мере на­копления данная информация приобретает для школьника побудительную направленность. Психологи рекомендуют начинать работу по профориентации уже на ранних этапах социализации личности, возможно, с четвертого — пятого класса школы по специальным программам.

Важным шагом в ознакомлении будущего педагога со своей профессией является возможность обратиться к профессиографии, представляющей собой описание профессии педагога и специальностей, входящих в нее. Профессиография включает в себя основные требования, которые предъявляются к психологическим и физическим качествам педагога, а также факторы, которые обусловливают успеш­ность или неуспешность, удовлетворенность или неудов­летворенность личности своей профессиональной деятель­ностью.

Профессиональная консультация предполагает установ­ление соответствия индивидуальных психофизиологиче­ских и личностных особенностей школьника специфи­ческим требованиям той или иной профессии.

Профессиональный отбор позволяет, опираясь на вы­явленные психофизиологические и личностные качества, определить предпочтительную для школьника профес­сию и специальность или выявить противопоказания к ней.

Определение пригодности к педагогической профессии обусловлено воздействием различных факторов. Ведь да­леко не безразлично, что послужило основанием для вы­бора профессии, каким образом сформировались те мо­тивы, стремления, побуждения, под воздействием кото­рых ускорялся или замедлялся рост профессиональной пригодности.

Под профессиональной адаптацией понимают процесс приспособления молодого человека к трудовой деятель­ности, трудовому коллективу, условиям труда и особен­ностям конкретной специальности. Успешность адапта­ции является одним из основных показателей правиль­ного выбора профессии. По мнению ряда исследователей (Л.П. Крившенко, С.Н. Чистякова), профессиональная адаптация педагогов характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к пе­дагогической деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осу­ществляется в единстве с социальной адаптацией.

Подготовка к профессиональной адаптации начинается в школе, а сама профессиональная адаптация молодых пе­дагогов успешно происходит при благоприятном отно­шении со стороны администрации школы, более опытных коллег, родителей, а также при наличии достаточно развитых коммуникативных и других профессионально зна­чимых личностных качеств самого педагога.

В профориентации, помимо вышеназванных компонен­тов, важно иметь в виду экономический, социальный, психологический, медико-физиологический и педагоги­ческий аспекты.

Экономический аспект в современных условиях помога­ет заново осмыслить некоторые реалии школьной дей­ствительности. К сожалению, современный педагог вы­нужден довольствоваться более чем скромной зарплатой и местом в иерархии должностей (согласно их реальному престижу). Одним из результатов происшедших внутри­политических и социально-экономических перемен в нашей стране явился массовый уход из педагогической сферы мужчин и как следствие — усиление феминизации школы, что не могло не сказаться на качестве учебно-воспитательной работы.

Социальный аспект профессиональной ориентации не­посредственно связан с требованиями, которые должны быть учтены при формировании общественного мнения, определяющего престиж профессии педагога. Социологи­ческие исследования вскрывают социальные причины сло­жившейся ориентации на педагогическую профессию, недооценки ее частью молодежи.

Психологический аспект предполагает выявление про­фессионально значимых личностных качеств будущего педагога, психологической стороны профессиональной пригодности и возможных путей ее формирования.

Медико-физиологический аспект определяет специфи­ческие требования к здоровью и психофизиологическим качествам будущего педагога, необходимым для выполне­ния профессиональной деятельности.

Педагогический аспект предусматривает поиск путей и средств формирования профессиональной ориентации среди учащейся молодежи.

Для достижения цели формирования педагога-гумани­ста важно уже в стенах общеобразовательного учреждения создавать условия для реализации актуализируемой в под­ростковом и юношеском возрасте потребности самопо­знания, саморазвития, самореализации через воспитание и обучение других. Так, в Московской области создана региональная система допрофессионального педагогиче­ского образования, целью которой является создание условий для удовлетворения потребностей личности в получении педагогического образования в соответствии со способностями, возможностями, а также потребнос­тями городов и районов области. Данная система включа­ет как традиционные, так и инновационные формы рабо­ты (рис. 19).

Особое распространение в стране получили педагоги­ческие классы, которые часто организационно и содержа­тельно связаны с педагогическими вузами. Так в настоящее время, например, МГОУ работает с муниципальными орга­нами образования области на основе 25 типовых догово­ров и 45 договоров с отдельными школами. В процессе со­вместной работы совершенствуется система отбора в пе­дагогические классы, повышается уровень психолого-педагогической подготовки учителей, работающих в педагоги­ческих классах, разрабатываются программы углубленного изучения профильных дисциплин, учебно-методические материалы, происходит обучение школьных учителей но­вым педагогическим технологиям.

Практика свидетельствует, что иногда в педагогические вузы и училища поступают те, кто избрал педагогическую профессию волей случая. Иногда даже после первого года их самостоятельной работы в школе обнаруживается их беспо­мощность в работе. Вот почему важно уже в студенческие годы овладеть основами педагогического мастерства.

С одной стороны, в последнее время учеными кафедры МГОУ выявлена необходимость проведения так называе­мой внутривузовской ориентации на педагогическую про­фессию с целью достаточно быстрого включения студен­том педвузов в самообразовательную работу и активизации их потенциальных возможностей. Большой интерес пред­ставляет работа Г.Н. Пашкевич, исследовавшей проблемы преемственности педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях. Одним из результатов этих исследований было выявление предпосылок реализа­ции внутривузовской педагогической профориентации, под которой понимается самостоятельный компонент общей системы профессиональной ориентации, хронологически следующий за школьным довузовским ее периодом и пред­ставляющий собой углубление профессиональной направ­ленности студентов педагогического вуза. К основным та­ким предпосылкам автор отнесла: наличие у студентов довузовского педагогического опыта, мотивы выбора пе­дагогической профессии лицами с различным педагоги­ческим стажем, тип выбора профессии, осведомленность о труде педагога, динамику развития профессионализма.

В исследовании Г.Н. Пашкевич показано, что для орга­низации дифференцированной профориентационной ра­боты студентов педвуза можно классифицировать по че­тырем группам в соответствии с мотивами выбора про­фессии учителя.

Первый тип — студенты, имеющие одноплановый мо­тив (любовь к предмету). В работе с ними ставится задача внести коррективы в мотивационную сферу с целью уд­воения мотива, т.е. сочетания любви к предмету и мотива педагогической деятельности.

Второй тип — студенты, которые поступали в педаго­гический вуз без четко осознанного мотива, случайно. Со­держание профориентационной работы с этой категори­ей студентов состоит в осуществлении полного процесса профориентации с использованием всех дисциплин пе­дагогического цикла и других средств приобщения их к будущей работе.

Третий тип — студенты, проявляющие яркие органи­зационно-педагогические способности, потенциальные руководители образовательных учреждений. Профориентационная работа с ними должна быть направлена на форми­рование индивидуального стиля управленческой работы.

Четвертый тип — студенты, обладающие ярко выражен­ными сопутствующими педагогической работе умениями (рисовать, фотографировать, петь и т.д.). Внутривузовская профориентация с ними должна быть направлена на под­готовку их к успешному развитию у школьников разно­образных способностей и специальных умений.

С другой, стороны важную роль в профориентации иг­рает непрерывная педагогическая практика студентов в ба­зовых воспитательных учреждениях. Именно педагогиче­ская практика обладает большими возможностями для фор­мирования внутренней установки на педагогическую про­фессию. В процессе практики интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообра­зования и самовоспитания, осуществляется проверка про­фессиональной подготовленности и пригодности к педа­гогической деятельности, уровня педагогической направ­ленности.

Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адек­ватна содержанию и структуре педагогической деятельно­сти, организуется в реальных условиях школы. Она харак­теризуется тем же многообразием отношений (с учащи­мися, их родителями, учителями, студентами) и функ­ций, что и деятельность учителя. Уже с младших курсов благодаря педпрактике у студентов появляется возмож­ность проверки и оценки себя как будущего учителя, своей профессиональной подготовки и пригодности. Работа по профессиональной внутривузовской ориентации на педа­гогическую профессию может эффективно осуществлять­ся по ряду направлений, важнейшие среди которых:

1) согласованное и преемственное взаимодействие шко­лы и педагогического учебного заведения по профес­сиональной ориентации школьников и студентов;

2) выполнение студентами дифференцированных коррек­тировочных программ по внутривузовской профориен­тации с учетом их типологических особенностей, ха­рактеризующихся наличием довузовского опыта педа­гогической деятельности и мотивов выбора профессии педагога;

3) вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора педагогической профессии.

Как мы уже отмечали выше, заключительным звеном в ориентации на педагогическую профессию является про­фессиональная адаптация молодого специалиста. Этот про­цесс у каждого протекает по-разному и в разные сроки. Часто он затрудняется объективными причинами: нездо­ровым морально-психологическим климатом в педагогическом коллективе, бытовой неустроенностью молодого педагога и т.д.

В то же время, как свидетельствуют данные опросов самих молодых специалистов, и других работников обра­зования (руководителей школ, опытных учителей), реша­ющим фактором в адаптации выпускников педагогиче­ских вузов и училищ является их профессиональная ком­петентность, степень развитости профессионально значи­мых личностных качеств.