Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, принято считать время ухода на пенсию (55-70 лет). Согласно Эриксону, в период поздней взрослости фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Он выделяет 2 основные линии развития: “эго-интеграция” – “отчаяние”.(подробно можно посмотреть в периодизации по Эриксону)
Периодизация поздней взрослости по Бернсайду:
Предстарческий период (60-69 лет). Прежде всего, изменения в этот период связаны с выходом на пенсию. Уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности порождает кризисный период: нарушается привычный режим и уклад жизни, что нередко сочетается с острым ощущением противоречия между сохранившейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение своего социального статуса, потеря жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению психического и физического состояния. Пожилые люди должны научиться справляться с потерями и воспользоваться выгодами этого периода. Решение о выходе на пенсию зависит от здоровья, сил и темпа работы, от таких межличностных факторов, как здоровье супруга, перемещение друзей в разряд пенсионеров, от материального положения. Многие 60-летние люди достаточно активны: занимаются спортом, сексуально активны, занимаются саморазвитием, по-прежнему хотят что-то делать для общества.
Старческий период (70-79 лет). После 70 лет многие люди сталкиваются с потерей близких (супругов, друзей). Снижается общественная активность, проявляется склонность к уединенному образу жизни. Ускоряются процессы биологического старения. Начинают убывать физические силы, ухудшается общее состояние здоровья, проявляются многие соматические заболевания, снижается уровень некоторых психических функций (особенно памяти), ухудшается функционирование органов чувств. Когда когнитивное снижение действительно происходит, имеют место и соответствующие компенсации. Так, образованные люди и активно занимающиеся интеллектуальным трудом не испытывают каких-либо серьезных трудностей в повседневной жизни. Некоторые пожилые люди в позднем возрасте обладают таким когнитивным свойством как мудрость. В его основе лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и оно связано с опытом и личностью человека. Мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненноважным вопросам. В целом главная задача на этом этапе – сохранить реинтеграцию личности, достигнутую ранее.
Позднестарческий период (80-89 лет). В этом возрасте человек уже не в состоянии поддерживать социальные и культурные контакты без посторонней помощи. Требуются простые условия жизни, сочетающие в себе возможность уединения с наличием внешних стимулов. Многие 85-летние люди обладают слабым здоровьем. Однако это не означает инвалидность или зависимость. Дряхлость (90-99 лет). Если проблемы предыдущих лет были удачно разрешены, то жизнь пожилого человека может быть наполнена радостью, покоем и удовлетворением.
Следует еще раз отметить, что для пожилых людей становится очень важной жизненная вовлеченность: участие в воспитание внуков и правнуков, в политических событиях, оздоровительных программах и т.д. При сохранении достаточно деятельной жизни пожилой человек сохраняет свой прежний психологический возраст.
В поздней зрелости выделяют 3 основных варианта развития:
Доживание – потеря психологического будущего и жизненных перспектив (наблюдается обычно у лиц с гедонистической направленностью личности)
Смена ведущей деятельности – на первый план выходят различные увлечения, семья, хобби, которые и становятся сущностной связью с миром.
Сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости (обычно у лиц с духовно-нравственной направленностью личности) – сохранение творческой профессиональной деятельности.
Характер самого процесса умирания, ухода из жизни определяется личностью человека. У людей, которым не грозит немедленная смерть, есть время на то, чтобы привыкнуть к мысли, что они когда-нибудь умрут. Обозрение жизни – очень важная ступень, на которую человек поднимается в конце жизненного пути. Рост к самосознанию в старости приводит и к росту личности: люди разрешают старые конфликты, переосмысливают жизнь и открывают в себе что-то новое. Для пожилых людей, особенно для тяжело больных, очень важно чувствовать, что они контролируют некоторые аспекты своей жизни и обладают определенной автономностью. Хосписы (в США) – учреждения, призванные помочь смертельно больным пациентам прожить последние дни как можно более полно и независимо, обеспечивая поддержку самим больным и их семьям.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.