Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
5-6 лет - устойчивое ув-ние роста и веса, физ. силы, р-е координации движений, более полное использование всех частей тела, р-е грубой моторики, но неспособность связать отдельные моторные навыки в единое слож. Действие.
7-8 - устойчивое ув-ние роста и веса, физ. силы, р-е координации движений, более полное использование всех частей тела, р-е грубой моторики, вариативность исполнения одного действия, но без увязки с др. действиями.
9-10 – скачок роста у дев, ув. Физ. силы, но сниж. Гибкости, сознавание и р-е всех частей тела, участвующих в движении, СП-ть объединять моторные навыки в сложные связные действия, улучш. сп-ть сохр. Равновесия.
11 – дев. обгоняют в росте мальчиков, скачок роста у мальч., точность р-ций при перехвате движущихся объектов, гибкость, связность, р-е мелкой моторики.
6-12 – самый здоровый период Ж., дети меньше болеют, но травматизм в связи с неразвитой сп-тью предвидеть ситуацию.
Интеллектуальное р-е. Переход от эгоцентризма к признанию чужой Т. Зр., от наглядно-обр. к нагл.-действенному и слов.-логическому. Дети нач-ют использовать приёмы логических вывода (умозаключение=получение рез-та косвенным путём, а не на основе наблюдения). Есть понятие о сохранности вещ-ва. ПИАЖЕ: Мыслительные операции обратимы, гибкость, выход за пределя «здесь и сейчас», поиск причин-след. Связей, многомерность, меньше эгоцентричности.
Реб. начинает понимать, что различия м\у предметами м. измерять. Абстрактные размышления о мире, в кот. Живёт, построение догадок, мысли о будущем, проверка предположений. Но СП-ть теоретизировать распр-ся только на конкретные объекты и отношения, кот. Доступны наблюдеию и проверке. Р-е интеллекта в комплексе с: 1. усвоение и акт. Использование речи, 2. соединение и взаимообогащение всех видов мыш-я, 3. обособление 2-х фаз в интеллектуальном п-ссе – подготовительный (разработка плана), исполнительный (получение рез-та и сопоставление с условиями)
Память. – наиб. Сензитивный пер-д. Смирнов: исследование П. у детей 6-14 лет – мл. школьник – р-е механич. П. на несвязанные логически единицы инфы, Чем старше, тем больше запоминается осмысленный материал, т. к. развиваются все виды памяти. 1 место – мех. П., 2 место – опосредованная, логическая П.
2 этапа р-я П.: 1 – овладение непосредственными мыслительными операциями (лог. Связи), 2 – р-е мнемических приёмов: повторение, организация (по группам), семантическая обработка, создание умствен. Образов, поиск инфы в памяти (ассоциативные связи), создание сценария (регулярно повтор. события)
Метапознание - ф-я интеллекта, кот. Осуществляет текущий к-льЧ. За собственными д-ми мышления и памяти. Она ф-ся и р-ся в этом в-те. Флэйвел: эта ф-я появл. к 6 годам, в 8-10 лет – наиб. полное р-е.
Речь. Совершенствуется уст. Речь, оперирование более сложными грам. Структурами, более тонкое словоупотребление, использование предложений, когда участник действий не назван, р-е навыков чтения и письменной речи – формир-е грамотности. В основе письменной речи – ИГРА. Выгодский: письм.речь появл. тогда, когда ребёнок, глядя на свои каракули, может воспроизвести ту инфу, которую он изобразил. Основные компоненты грамотности: 1) обогащённая письменной речью среда (взрослые пишут, читают вслух, новые слова и выражения. 2) обогащённая устной речью среда (нормативность речи взрослых, слушание детей, обоснование собственной речи, возможность обогащения слов. Запаса). 3) приобретение интересного опыта в играх!!!! 4) символические презентации (игра в театр, музыка…) 5) добровольное экспериментирование с письменной речью, 6) добровольное чтение – стремление быть похожим на взрослых, поиск письменных форм услышанного слова.
Учебная деятельность – ведущая в младшем шк. В-те. – определяет всё психоч. Р-е (6-11 лет) + игра, труд, общение. УЧ.Д. состоит из УЧ. ДЕЙСТВИЙ, КОНТРОЛЯ, САМОРЕГУЛЯЦИИ. Реб. в шк. Сталкивается с нов. Требованиями и ожиданиями от него. По Ур-ню психич. Нагрузок – ТЯЖЕЛО (конкуренция за внимание учителя). Адаптация – 3-4 мес. = норма! Если больше, то нарушения…., что зависит от психологической готовности: МОТИВАЦИЯ, соотношение НАГРУЗОК и ПСИ- ФИЗ- здоровья, + усвоение нов. Соц. Норм и правил, установление взаимоотношений со сверстниками (балансирование м\у сотрудничеством и конкуренцией). ВАЖНАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ УЧИТЕЛЮ!!!! Необходимо научить реб. формировать свою т.зр. на получаемую инфу, критически оценивать полученные знания.
Кост_6 видов умственной деятельности, которые надо развивать:
Вспоминание – восстановление в пам. Фактов, понятий
Воспроизведение – следование образцу, алгоритму.
Обоснование – подведение частного случая под общий принцип/понятие.
Реорганизация – преобразование исходных условий задачи в нов. Проблемную ситуацию, позволяющих найти оригинальное решение.
Соотнесение – связывание вновь приобретенных знаний с усвоенными ранее/ с личным опытом.
Рефлексия_исследование самой мысли и причин её появления.
Успех в шк. Зависит от: физ. здоровья, семей. Обстановки, самооценки в её развитии : 2 полюса – движение к успеху/к избеганию неудач.
Половые различия и успехи в школе. Мальч. Превосходят в вычислениях, трёхмерном мышлении (обусловленность биологическая/ соц. Ожидания). В начальной школе нет особых различий, затем соц. Ожидания: мальч. Должны быть более успешны в точных дисциплинах, дев. – в гуманитарных. В подростковом в-те с началом полового созревания у реб. появляется желание соответствовать идеалу ----- успехи в соответствующих дисц-инах. Влияние родителей на успехи в школе: взаимоотношения м\у родителями, асоциальная с-ма ценностей в С., психич. Расстройства у родителей, плохие жилищные условия.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.