Заключение
В ходе развития человеческой цивилизации в структуре общественного разделения труда сформировалась особая социальная функция, которая и породила профессию педагога. Педагог средствами своей профессиональной деятельности осуществляет важное предназначение — готовит подрастающее поколение к жизни на основе его приобщения к ценностям культуры.
Рассматривая педагога как рыцаря истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми, великий русский педагог К.Д. Ушинский считал педагогическую профессию одним из величайших дел в истории. Реальный учитель, как считал В.А. Сухомлинский, не может быть абсолютным воплощением всех мыслимых достоинств, но он имеет свою «неповторимую живинку», способен ярче, полнее других проявить себя в какой-то определенной сфере духовной жизни, которая как раз и характеризует индивидуальность педагога, осуществляющего сложный процесс целенаправленного взаимодействия с учащимися, воспитанниками.
Иногда в обыденном сознании труд педагога воспринимается как нетворческая, механическая, изнурительная, повторяющаяся из года в год ретрансляция знаний. На самом деле — это высокая и ответственная миссия. Дать импульс к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации личности в культуре, к утверждению человека в человеке — как это ответственно и значимо! Именно педагог выступает ключевой фигурой всех реформ и модернизаций в системе образования, ибо невозможно создать чудодейственные педагогические системы без творческой, социально активной личности, способной свободно ориентироваться в динамично изменяющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образовательных процессах.
Быстро изменяющийся современный мир в значительной мере трансформирует функции педагога, превращая его во все более действенный фактор, активно формирующий личность школьника. Сегодня образование в гораздо большей степени, чем раньше, устремлено не просто на обретение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но и на раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека.
В этой связи требования, предъявляемые обществом к личности педагога, отражают обновленные содержание и структуру его профессиональной деятельности.
Нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим, неповторимым, всегда новым. Но как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и в работе педагога нельзя буквально повторить однажды достигнутый успех. Только избавленная от шаблона мысль диктует педагогу творческие решения. Каждый педагог имеет право на индивидуальный стиль, на инициативу, на свой собственный педагогический почерк, и это становится возможным, если у него всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразованию профессиональной деятельности.
Поток информации о фактах, открытиях, концепциях стремительно растет во всех отраслях знаний, и, чтобы на высоком уровне выполнять свои профессиональные функции, педагог должен постоянно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной интересной творческой жизнью, стремится к созиданию. Современный педагог во все более возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и мудрого воспитателя. Такому специалисту по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.
Обращаясь к решению множества не только типовых, но и оригинальных педагогических задач, педагог так же, как и исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска. Умение самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения в сложных динамичных ситуациях — характерная черта профессионального облика современного педагога. Постоянная направленность мыслительных процессов на решение проблемных задач, актуализация комплексов знаний, стратегия и тактика профессионального поведения и деятельности педагога придают его мышлению своеобразный неспецифический для других профессий характер.
Главное в становлении и развитии педагога — выявить и использовать его личностные возможности для создания собственной, уникальной и эффективной педагогической системы. Профессионально-педагогическое развитие предполагает восхождение от овладения отдельными педагогическими функциями, приемами и методами к их системе, составляющей личностно-ориентированную педагогическую технологию. В этом аспекте деятельность педагога-профессионала выступает как неповторимое сочетание объективных знаний и субъективного творчества, алгоритмизации и импровизации.
Противоречивый ход развития современного российского общества порождает ситуацию, при которой далеко не все педагоги оказываются соответствующими своему высокому статусу. Одной из причин этого является расхожее представление о педагоге как рядовом служащем, исполнителе воли директора образовательного учреждения, что подкрепляется в сознании родителей учащихся бледностью и невыразительностью облика работника образовательного учреждения, неспособного соответствовать веяниям и велениям современности. К примеру, далеко не в каждом доме педагога имеется персональный компьютер, способный не только существенно помочь ему в подготовке к занятиям, но и в опережающем порядке предлагать учащимся свежую информацию, иллюстрирующую тот или иной учебный материал. Драматизм этой ситуации усугубляется тем, что при современном уровне психологической и информационной нагрузки на педагога происходит отчуждение его от подлинной культуры, от школы, от воспитанника. Педагог только тогда оправдывает социальные ожидания, когда его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отношению к культуре основной массы населения.
Сфера профессионального труда педагога — арена преодоления многих противоречий. Это противоречия между:
♦ динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью педагога к их осуществлению;
♦ между динамикой образовательной политики и стремлением педагога занимать четкую и последовательную позицию;
♦ между личностной потребностью педагога в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения;
♦ между растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее переработки, хранения и передачи, доступными педагогу;
♦ между потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени педагога, а также уменьшением численности и низким материальным уровнем педагогических кадров;
♦ между возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.
Эта объективная социальная ситуация отражается в противоречиях субъективного отношения педагогов к своему труду. Так, большинство из них высоко оценивает свой профессиональный уровень, что не мешает им быть неудовлетворенными своей работой в сфере образования. С явлениями неупорядоченности в сфере педагогического труда непосредственно связана сохраняющаяся текучесть педагогических кадров.
Эффективность педагогического процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося педагога, осознающего себя полноправным субъектом этого процесса. Формирование такого педагога — задача профессионально-педагогического образования. Многие проблемы педагогов обусловлены консервативными системами профессиональной подготовки, тиражирующими укоренившиеся в педагогической практике инструментально-нормативную рецептурность и стереотипы, лишающие деятельность педагога духовно-нравственных оснований.
Отрадно, что вместо технократического подхода сегодня утверждается гуманистическая парадигма педагогического образования и профессионального совершенствования, реализация которой выдвигает ряд взаимосвязанных задач.
Первая задача состоит в том, чтобы предложить будущему педагогу системное знание о закономерных взаимосвязях природы, культуры, общества, государства, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях.
Вторая задача, состоит в том, чтобы с учетом личностно ориентированной парадигмы современной подготовки педагога ее фундамент составляя комплекс знаний о человеке, о формирующих личность биолого-психологических и социокультурных процессах.
Третья задача — обеспечить становление личностной и профессиональной культуры педагога как «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в профессиональной деятельности.
Четвертая задача — дать будущему педагогу систему фундаментальных знаний в избранной предметной области.
По своему содержанию подготовка профессионального педагога становится непрерывным образованием, в центре которого — комплексное человекознание, находящее практическое применение.
При массовом характере педагогической профессии государство и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки педагога, для его полноценной профессиональной реализации. От успешности педагогической деятельности зависит будущее каждой нации и, в конечном счете, судьбы мировой цивилизации. Престиж педагога, как правило, высок в общественном сознании. Но по различным, главным образом социально-экономическим причинам это высокое общественное признание часто не находит выражения в реальном социальном статусе педагога. Забота о нем — одна из важнейших сфер социальной политики каждого государства, способная инициировать и соответствующие встречные общественные инициативы.
Не выходя за рамки жанра учебного пособия, мы тем не менее стремились всесторонне рассмотреть проблему подготовки студента к эффективной педагогической деятельности в современном образовательном учреждении.
Надеемся, что эта книга помогла вам прикоснуться к профессии педагога и заинтересоваться ею, устремиться к ее освоению. Наша книга прежде всего ориентирована на студентов, уже выбравших педагогическую профессию и приступивших к изучению ее основ. Однако полагаем, что она будет полезна и тем, кто еще не сделал окончательный профессиональный выбор. Если после прочтения пособия у вас возникло настороженное отношение к профессии педагога, то мы тоже будем удовлетворены хотя бы тем, что, может быть, уберегли вас от ложного выбора. Если же, наоборот, вы укрепились в своем решении избрать это поприще, мы рады вдвойне. В добрый путь!
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»