Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
Будем принимать границы зрелости от 40 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию (60-70 лет). Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. В зрелости главными сторонами жизни являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Социальная ситуация развития их, в отличие от молодости, существенно меняется: это ситуация развития себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и в семейных отношениях. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность, в т.ч. профессиональная, связана с заботой о людях, о результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес. Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед собой и другими. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своим детьми, которые стоят на пороге самостоятельной жизни. Эстафета ответственности передается зрелому поколению за все стороны жизни семьи (духовную, материальную и др.), что делает зрелого человека главой семьи. Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль в жизни общества. В этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в разнообразных сферах общественной жизни. Люди среднего возраста должны жить настоящим в большей степени, чем другие возрастные группы, должны способствовать приумножению воспринятой ими человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.
Развитие личности зрелого человека требует взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, особенно в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют огромную ценность, но могут и создавать трудности в восприятии новых идей, тормозить рост творческих возможностей.
У части людей в зрелом возрасте может возникнуть кризис 40 лет (в случае непродуктивного разрешения кризиса 30 лет). Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. В этот период наблюдаются проблемы, связанные с профессиональной деятельностью и с обострением семейных отношений.
В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники, друзья. После того как родители отпустят от себя самого младшего ребенка, наступает период семейного цикла, который называется период опустевшего гнезда. Он м.б. трудным, если за годы совместной жизни супруги отдалились друг от друга, и в некоторых случаях привести к разводу. Кроме того, изменяются отношения и со стареющими родителями. Ответственность за долгосрочную заботу о родителях становится правилом, а не исключением, семьи обеспечивают им социальную поддержку, дарят любовь и вселяют чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
Центральным возрастным новообразованием в периоде зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениями Я-концепции.
Проблемы профессиональной продуктивности многие психологи связывают с понятием “акмэ” – вершины, поры расцвета и наивысших профессиональных достижений. Выделение внутри периода зрелости “акмэ” перекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, в пределах которого начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. Действительно у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. Функционирование организма, интеллекта и личности сочетает в себе элементы постоянства и перемен. Физические способности достигают в своем развитии плато. Определенные физические функции начинают ухудшаться, происходят изменения в строении и работе внутренних органов и систем организма. У женщин отмечаются изменения эмоционального и физического характера, связанные с угасанием деятельности половых желез (менопауза, 48лет). Мужчины и женщины среднего возраста проявляют меньшую сексуальную активность. Кроме того, в этот период начинают беспокоить различные заболевания: сердечно-сосудистой системы, рак, диабет, болезни органов дыхания.
В зрелом возрасте отмечают ряд изменений в познавательной деятельности. Повышается уровень развития кристаллизованного интеллекта. К 41-46 годам наиболее высокий уровень развития имеет функция внимания, а самый низкий – память. Однако память становится избирательной и хорошо организованной. Наиболее значимые повышения уровня развития психических функций имеются в 41 и 44 года, а наиболее заметные снижения – после 44 лет. Важно отметить, что активное обучение, профессиональная деятельность и самообразование сохраняют психические функции на высоком уровне развития.
Т.о. средний возраст может быть для человека как временем свершений и побед, так и периодом тревог и неудовлетворенности. Окажется ли средний возраст временем перехода в новое состояние и дальнейшего роста или периодом кризиса середины жизни зависит от того, как человек отреагирует на его наступление.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.