logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога

Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала.

Профессиональное самовоспитание педагога в прин­ципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым ос­новам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.

Профессиональное самовоспитание педагога — созна­тельная деятельность специалиста, направленная на разви­тие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных.

Приступая к работе по самовоспитанию и профессио­нальному самосовершенствованию, начинающий педагог должен иметь данные самоанализа педагогической деятель­ности за определенный период, данные анализа, полу­ченные от своих наставников и коллег, объективную оцен­ку и рекомендации по ее улучшению. Опыт лучших педа­гогов, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что самосовершенствование надо начинать с углубленного анализа собственной педагоги­ческой практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собствен­ной деятельности, педагог совершает рефлексию, без ко­торой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогичес­кому мастерству.

Под самообразованием педагога нами понимается компонент самовоспитательной работы, целенаправленная, опре­деленным образом осуществляемая познавательная деятель­ность по овладению общечеловеческим опытом, методологи­ческими и специальными знаниями, профессиональными уме­ниями и навыками, необходимыми для совершенствования образовательного процесса. Самообразование — основа рос­та педагога как специалиста. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспиты­вать и образовывать, пока сам работает над своим соб­ственным воспитанием и образованием». Если он не учит­ся, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед школой, и — хочет или не хочет — сопротивляется общему движению школьного коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» К.Д.Ушинским, утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, ака­демик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учи­лись все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического образования как наиболее актуальную. Но в реальной практической деятельности, как указы­вает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанностях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредствен­ных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдель­ным сторонам. Соответственно, оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, свя­занный с возникающими проблемами (установлением дис­циплины, организацией коллектива, выяснением взаи­моотношений с администрацией школы и т.д.)».

Подобная непосредственность профессионального бы­тия рано или поздно приходит в противоречие с логикой учебно-воспитательной деятельности, что побуждает пе­дагога критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с прояв­лением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштей­на, мировоззренческого чувства, формирующего обобщен­но-целостное отношение к профессии.

Желание и опыт самосовершенствования составляют необходимую предпосылку самовоспитания, которое пред­полагает сознательную работу по развитию профессиональ­но значимых качеств своей личности в трех направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых осо­бенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетент­ности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и дру­гих свойств личности.

В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учителя на­учить быть учителем! Что это значит для него?

Немного перефразируя его ответ (с учетом того, что книга была написана до начала социально-политических преобразований в России 80-х гг. прошлого века), полу­чаем следующее.

1. Систематически овладевать методологическими знани­ями, изучать труды классиков философии, государ­ственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поколений.

2. Сосредоточить свои усилия на совершенствовании учеб­ного процесса, в котором наиболее полно реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуще­ствляя собственный научно-педагогический поиск.

3. Постоянно анализировать состояние реализуемого об­разовательного процесса, соотнося его с общими тен­денциями развития процесса обучения, используя в качестве критериев оценки педагогической эффектив­ности своего учительского труда его конечные и проме­жуточные результаты, обоснованность проектов конк­ретных вариантов методик требованиями науки.

4. Глубоко осознавать собственную педагогическую дея­тельность как творческий процесс решения разнооб­разных по содержанию учебно-воспитательных задач в их системе.

5. Непрерывно совершенствовать свою профессионально-педагогическую квалификацию посредством самообра­зования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогичес­кого поиска.

6. Посредством самовоспитания и саморазвития форми­ровать в себе те профессионально-педагогические ка­чества, которые являются предпосылками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидакти­ческих принципов, постепенно овладевать исследова­тельскими умениями и приемами решения педагоги­ческих задач творческого характера. Профессиональное самовоспитание, как и любая дру­гая деятельность, имеет в своей основе довольно слож­ную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в совершенствовании. Следует за­метить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия меж­ду требованиями, предъявляемыми обществом к учителю и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к учи­телю, «либо стимулируют работу над собой, либо вынуж­дают учителя идти на всевозможные ухищрения, снима­ющие эти противоречия, во всяком случае, в его созна­нии». Психологи указывают на компенсаторные механиз­мы снятия подобных противоречий: рационализация, ин­версия, проекция, «бегство от реальности» и др. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе дея­тельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - означает вы­звать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником актив­ности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствова­нию, характер которых во многом предопределяется со­держанием профессионального идеала. Другими словами, когда профессиональная деятельность приобретает в гла­зах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствова­нии, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Наука отмечает два приема формирования самооцен­ки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в со­циальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окру­жающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие при­тязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой, высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего педагога и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки педагога (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности педагога-наставника, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с пер­вого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала - самообразовательное изучение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педаго­гов с целью поиска своего идеала. Это главное условие эф­фективности самовоспитания. В этом плане весьма полез­ную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким приме­ром для студента педвуза может быть Л.Н. Толстой, оста­вивший в своих дневниках великолепные образцы само­воспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что... Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляй­ся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам при­помнить... Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою».

Лучшему самоотчету и самоанализу способствует веде­ние личного дневника, по которому субъект самовоспита­ния может наблюдать за развитием своих способностей. На основе проведенного анализа собственных недостатков Л.Н.Толстой определил такие задачи самовоспитания: «Важ­нее всего для меня в жизни исправление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

К внешним факторам, стимулирующим процесс само­воспитания, относят педагогический коллектив, стиль ру­ководства образовательным учреждением и фактор сво­бодного времени.

Педагог, особенно начинающий, попадая в коллектив профессионалов, где царит атмосфера взаимной добро­желательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам педагогов и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинте­ресованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям про­фессионального идеала. Напротив, отсутствие коллекти­вистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возмож­ностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании. Если руководство образователь­ным учреждением не создает членам педагогического кол­лектива условия, при которых каждый из них имел бы воз­можность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами каждого, стремле­ния помочь, то в таком учреждении у работника не появ­ляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посеще­ния музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и те­лепередач, изучения специальной, а также психолого-пе­дагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвы­чайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выде­лить три взаимосвязанных этапа:

♦ самопознание;

♦ самопрограммирование;

♦ самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего педагога по­может курс психологии. Для выявления общей самооцен­ки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и харак­терных для конкретной личности с последующим вычис­лением коэффициента по соответствующей формуле. Самооценка профессиональных качеств определяется с по­мощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для вы­явления уровня направленности на педагогическую про­фессию, области предпочитаемой педагогической деятель­ности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального те­ста «понятийный словарь».

Для выявления уровня общительности (коммуникабель­ности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно быть направлено на выявление уровня сформиро­ванности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональ­ной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображе­ния, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности — не что иное, как материализация собственного прогноза о воз­можном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработ­ка «правил жизни», которые постепенно становятся прин­ципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не от­вечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании по­могало следующее.

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хо­чешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой от­резок времени и план-минимум на день, неделю, месяц.

Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, бо­лее приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овладе­ние навыками учебной работы в вузе; самовоспитание.

Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, не­обходимо знать свои сильные и слабые стороны, т.е. по­знать себя. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок трудных», — превос­ходный учитель, дорого, однако, берущий за свои уроки. Другой способ познания себя — сравнение с другими.

По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Под­час в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый вступивший на педагогическую стезю выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно раз­нообразны. Учитывая особенности своей личности и кон­кретные условия, каждый человек выбирает их оптималь­ное сочетание.

Особое место в ряду средств самовоспитания занима­ют средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, само­контроль, самовнушение и др.

В последние годы все шире используются методы и при­емы целенаправленного самовнушения с помощью спе­циальных словесных формул — аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педа­гогически мыслить и действовать не может быть обеспече­но без специальных упражнений, направленных на разви­тие наблюдательности, воображения как основы предви­дения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мыш­ление выражается в свободном оперировании педагоги­ческими фактами, их разложении на составляющие ком­поненты с целью проникновения в их сущность, установ­лении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого педагог должен научиться классифи­цировать факты и явления, устанавливать причины и вы­являть мотивы поведения и деятельности участников со­циального взаимодействия, решать аналитические, про­гностические и проективные задачи.

Весомую роль в личностной характеристике педагога играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К. Марковой, входит: 4 осознание педагогом норм, правил, модели педагоги­ческой профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;

♦ соотнесение себя с некоторыми профессиональными эталонами, идентификация;

♦ оценка себя другими, профессионально референтны­ми людьми;

♦ самооценка, в которой выделяются: а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности; б) эмо­циональный аспект (рис 20).

Структура профессионального педагогического самосознания

Задача будущего педагога заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диаг­ностировать себя на предмет определения степени сфор­мированности их на том или ином этапе профессиональ­ного становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вы­теснения отрицательных.

Чтобы соответствовать высокому званию педагога, сту­дент педагогического вуза, решивший посвятить себя этой профессии, должен развивать в себе готовность к слож­ной и многогранной деятельности на благо общества, уме­ние как можно лучше делать то дело, к которому он приставлен собственным выбором или другими обстоятель­ствами. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.

Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не просто для жизни, а прежде всего для профессионально-педагоги­ческой деятельности.

Среди части студентов бытует представление, что пе­дагогические способности, одаренность — это что-то врож­денное, вследствие чего иногда пренебрегается роль само­образования и самовоспитания. В то же время, как отмеча­ет ряд авторов (Д.М. Гришин, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Л. И. Рувинский), запас потенциальных сил у человека настолько велик, что даже студент, который про­являет обычные способности, может всесторонне развить лучшие свойства своей личности и проявить талант в про­фессиональной педагогической деятельности.

А.С.Макаренко, говоря о своем профессиональном ста­новлении на педагогическом поприще, писал: «Я не обла­даю педагогическим талантом и пришел в педагогику слу­чайно, без всякого на то призвания... Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделать­ся каждый, если ему помогут и если он сам будет работать». Можно привести множество примеров из жизни вели­ких людей прошлого, которые именно благодаря работе над собой достигли больших высот в той или иной сфере человеческой цивилизации.

Придя в вуз, студент сталкивается с непривычными для него формами работы. На место школьной опеки приходит относительная самостоятельность. Не все умеют ею грамот­но распорядиться. Научно-техническая революция вызвала огромный поток информации, которая обрушивается на бу­дущего учителя прежде всего через различные вузовские дисциплины. В этих условиях нужна правильно организовать свою деятельность, необходима активная работа не только на занятиях, но и после них. Лекции, семинары и практи­ческие занятия не могут охватить все многообразие и объем программного материала. По различным оценкам 40—50% всех знаний студент получает самостоятельно. Поэтому с первых дней обучения перед студентом встают вопросы. Как работать? Как фиксировать лекции? Как правильно распре­делить силы и время? Вот некоторые рекомендации и сове­ты по поводу слушания и восприятия лекций:

♦ усвоение излагаемого материала требует предваритель­ной подготовки. Вновь воспринимаемый материал дол­жен ассоциироваться с имеющимся запасом знаний;

♦ очень важно перед лекцией обращаться к просмотру предыдущего материала. Это способствует более сосре­доточенному и результативному вниманию.

Из чего складывается результативность лекции?

1. Повторение учебного материала предыдущей лекции путем просмотра конспекта.

2. Ознакомление с примерным содержанием предыдущей лекции (по учебнику, программе, пособию).

3. Выяснение вопросов, на которые следует обратить осо­бое внимание.

4. Подготовка основных и вспомогательных материалов для слушания лекции (тетрадь, цветные карандаши, фломастеры и пр.).

5. Определение целевой установки на предстоящую лек­цию и создание на ее основе соответствующей психо­логической настроенности.

Успех лекции зависит не только от умения лектора, но и от умения слушать. Как слушать?

Важнейшим условием эффективного усвоения мате­риала является способность включаться в лекционный про­цесс. Это зависит от максимальной сосредоточенности, внимания. Выделяют три вида внимания:

непроизвольное, когда мы не ставим цель сосредоточиться на том или ином предмете;

произвольное, когда осуществляется сознательное направ­ление и сосредоточенность психической деятельности на данном объекте или предмете;

послепроизвольное, не требующее волевых усилий, посколь­ку имеется увлеченность или сознательный интерес.

В учебном труде важна выработка произвольного вни­мания, его устойчивости. Это осуществляется путем мно­гократных тренировок.

Не менее важным в процессе образования и самообра­зовании является развитие памяти. Память — это функция психики, направленная на запоминание, сохранение и воспроизведение того, что накоплено опытом.

Будущий педагог должен знать, какие виды памяти (слу­ховая, зрительная, моторная, двигательная, словесно-ло­гическая и т.п.) для него являются наиболее характерны­ми, и развивать их.

Процесс подготовки будущего педагога в современных условиях становится все более ориентированным на спо­собности и склонности студента, уровень его начальной подготовки, стремление самостоятельно собирать инфор­мацию, анализировать ее, соотносить с реальным миром. В этой связи значительно повышается роль самообразова­ния и самовоспитания в процессе овладения педагогиче­ской профессией. Студент может строить собственную мо­дель своего саморазвития.

В последнее время в педагогической науке разрабатыва­ются личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других образовательных уч­реждениях. Свободный выбор студентами модели своего профессионального облика может быть реализован посред­ством разработанных ими авторских программ профессио­нально-педагогического становления (См. Приложение 6). Особенностью таких программ является то, что они мо­гут выстраиваться самим студентом без привязки к конк­ретным срокам, то есть тогда, когда студент убеждается, что он «созрел» для разработки такой программы. Однако подготовку к составлению программы желательно начи­нать буквально с первых дней пребывания в вузе. Гумани­стический характер такого подхода заключается в том, что рекомендуемые для разработки программ положения но­сят не обязательный, а рекомендательный характер. Сту­дентам предлагают те или иные структурные компонен­ты, которые могут войти в программу. Конкретная же структура и содержание программы, сроки ее реализации определяются самим студентом.

Педагоги различных кафедр, прежде всего психолого-педагогического цикла выступают в качестве консультантов.

В самом общем виде структура такой авторской про­граммы профессионального становления будущего педа­гога может быть представлена следующим образом.

1. Овладеть вузовскими предметами: а) обязательными; б) по выбору; в) платными — общеуниверситетскими и профильными.

2. Ознакомиться с основными разделами квалификаци­онной характеристики с целью последующей индиви­дуализации их в авторской программе.

3. Протестировать свои профессионально значимые лич­ностные качества (ПЗЛК) и наметить развитие тех, по которым имеются недостатки.

4. Проанализировать и наметить пути преодоления отри­цательных личностных качеств.

5. Разработать требования к своему персонально-опти­мальному образу жизни: физическому здоровью, ин­теллектуальному развитию.

6. Изучить новаторский педагогический опыт лучших пе­дагогов, наметить пути его использования в своей бу­дущей работе.

7. Другие разделы авторской программы.

Несколько слов о квалификационной характеристике педагога.

Основным нормативным документом, в котором за­фиксированы требования к различным категориям педа­гогических работников, в том числе и к учителям, являет­ся квалификационная характеристика специалиста.

В квалификационных характеристиках содержатся требо­вания, предъявляемые к конкретным должностям. Каждая группа таких требований состоит из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалифика­ции по разрядам оплаты».

В разделе «Должностные обязанности» указаны основ­ные функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему ту или иную должность.

Раздел «Должен знать» содержит требования, предъ­являемые к работнику в отношении специальных зна­ний.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам опла­ты» содержит сведения о необходимом уровне образования и стаже работы.

Квалификационные характеристики утверждаются фе­деральным органом управления образования и являются основой содержания и подготовки выпускников педаго­гических вузов и училищ.

На основе раскрытых положений студент педагогичес­кого учебного заведения может строить собственную ав­торскую программу, внося в нее коррективы по мере про­фессионального становления.

Для проведения диагностики готовности выпускника к самостоятельной педагогической деятельности разработа­ны соответствующие показатели (См. Приложение 7).

Самого пристального внимания требует работа студен­тов по самовоспитанию воли и характера, привычек, ум­ственному самовоспитанию. Современные достижения психологии и других наук позволяют строить эту работу высокоэффективно.

Мы остановились лишь на некоторых проблемах работы будущих педагогов по формированию своего педагогиче­ского профессионализма путем самообразования и само­воспитания. Они позволяют студентам педагогических учеб­ных заведений задуматься о себе, об особенностях собствен­ного педагогического образования, наметить конкретные варианты его воплощения в практику.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляет собой система непрерывного педагогичес­кого образования?

2. В чем состоят цели системы НПО?

3. Что понимается под непрерывным педагогическим образо­ванием? Указать его уровни и дать комментарий к ним.

4. Дайте краткую характеристику структуры системы педагоги­ческого образования России (по рис. 18).

5. Почему профессиональная ориентация школьников особен­но важна при выборе педагогической профессии?

6. Назовите основные компоненты профессиональной ориен­тации.

7. Докажите, что в отношении педагогической профессии про­фессиональная ориентация не заканчивается с поступлени­ем абитуриента в вуз.

8. Какую роль в определении профессиональной пригодности будущего педагога играет вузовский период его профессио­нальной подготовки?

9. Охарактеризуйте, какие, на ваш взгляд, факторы играют ре­шающую роль в адаптации молодого педагога к новому месту работы.

10. В чем состоит сущность внутривузовской ориентации на пе­дагогическую профессию?

11. Что означает «правильно выбрать профессию»?

12. Перечислите важнейшие факторы, определяющие выбор про­фессии.

13. Какой из этих факторов определил ваш собственный выбор профессии педагога?

14. Считаете ли вы необходимым организацию в вашем педаго­гическом учебном заведении работы по дальнейшей профес­сиональной ориентации на педагогическую профессию? Обо­снуйте ваш ответ.

15. В каких документах отражено содержание высшего педаго­гического образования? Каково оно?

16. Приведите примеры из жизни великих людей прошлого, до­бившихся признания и успехов в творчестве благодаря рабо­те над собой,

17. Какие вы знаете пути развития воли и характера?

18. Почему зачастую намерения студентов по самовоспитанию не дают должного эффекта в их реализации? Что является барьером в самовоспитании студентов как будущих учите­лей?

19. Какие требования (правила) должен соблюдать студент во время лекции, чтобы качество усвоения информации было высоким? Изучите опыт педагога-мастера, мысленно «при­мерьте» его применительно к особенностям своей личности, определите вероятность и возможность заимствования дан­ного опыта в своей предстоящей профессиональной деятель­ности.

Литература для самостоятельного изучения

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в си­стеме высшего педагогического образования. - М.,1984.

  2. Андреев В. И. Модель творчески саморазвивающейся личнос­ти учителя XXI века. В кн.: Материалы межд. научно-практич. конф. «Педагогическое образование для XXI века». 12—16 ап­реля 1994 г. Вып.1. - М., 1994.

  3. Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование -страницы реформирования. — Волгоград, 1998. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.

  4. Кан-Капик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

  5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. .

  6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.

  7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

  8. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.

  9. Макаренко А. С. Соч. в 7 т. - М., 1958. - Т. 4.

  10. Педагогическое образование России. Сборник нормативных документов. — М., 1996.

  11. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие дли студен­тов педагогических учебных заведений. — М., 1997.

  12. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. — М., 1986.

  13. Ушинский К.Д. Собр. соч. - Т. 11. - М., 1952.