4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
Воспитывать сегодня подрастающее поколение на современном уровне требований общества нельзя без постоянного обновления и обогащения своего профессионального педагогического потенциала.
Профессиональное самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.
Профессиональное самовоспитание педагога — сознательная деятельность специалиста, направленная на развитие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных.
Приступая к работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, начинающий педагог должен иметь данные самоанализа педагогической деятельности за определенный период, данные анализа, полученные от своих наставников и коллег, объективную оценку и рекомендации по ее улучшению. Опыт лучших педагогов, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что самосовершенствование надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.
Под самообразованием педагога нами понимается компонент самовоспитательной работы, целенаправленная, определенным образом осуществляемая познавательная деятельность по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования образовательного процесса. Самообразование — основа роста педагога как специалиста. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед школой, и — хочет или не хочет — сопротивляется общему движению школьного коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» К.Д.Ушинским, утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».
Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического образования как наиболее актуальную. Но в реальной практической деятельности, как указывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанностях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам. Соответственно, оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.)».
Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой учебно-воспитательной деятельности, что побуждает педагога критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии.
Желание и опыт самосовершенствования составляют необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:
а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;
б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учителя научить быть учителем! Что это значит для него?
Немного перефразируя его ответ (с учетом того, что книга была написана до начала социально-политических преобразований в России 80-х гг. прошлого века), получаем следующее.
1. Систематически овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии, государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поколений.
2. Сосредоточить свои усилия на совершенствовании учебного процесса, в котором наиболее полно реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный научно-педагогический поиск.
3. Постоянно анализировать состояние реализуемого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обучения, используя в качестве критериев оценки педагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты, обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки.
4. Глубоко осознавать собственную педагогическую деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспитательных задач в их системе.
5. Непрерывно совершенствовать свою профессионально-педагогическую квалификацию посредством самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогического поиска.
6. Посредством самовоспитания и саморазвития формировать в себе те профессионально-педагогические качества, которые являются предпосылками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, постепенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач творческого характера. Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в совершенствовании. Следует заметить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к учителю, «либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании». Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - означает вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда профессиональная деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.
Наука отмечает два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой, высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего педагога и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.
Основной способ формирования самооценки педагога (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности педагога-наставника, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала - самообразовательное изучение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска своего идеала. Это главное условие эффективности самовоспитания. В этом плане весьма полезную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким примером для студента педвуза может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что... Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить... Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою».
Лучшему самоотчету и самоанализу способствует ведение личного дневника, по которому субъект самовоспитания может наблюдать за развитием своих способностей. На основе проведенного анализа собственных недостатков Л.Н.Толстой определил такие задачи самовоспитания: «Важнее всего для меня в жизни исправление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства образовательным учреждением и фактор свободного времени.
Педагог, особенно начинающий, попадая в коллектив профессионалов, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам педагогов и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании. Если руководство образовательным учреждением не создает членам педагогического коллектива условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами каждого, стремления помочь, то в таком учреждении у работника не появляется потребности в самовоспитании.
Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:
♦ самопознание;
♦ самопрограммирование;
♦ самовоздействие.
Профессиональному самопознанию будущего педагога поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста «понятийный словарь».
Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно быть направлено на выявление уровня сформированности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.
Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.
Процесс самопрограммирования развития личности — не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.
К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее.
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю, месяц.
Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овладение навыками учебной работы в вузе; самовоспитание.
Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, т.е. познать себя. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок трудных», — превосходный учитель, дорого, однако, берущий за свои уроки. Другой способ познания себя — сравнение с другими.
По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый вступивший на педагогическую стезю выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.
Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание.
Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.
В последние годы все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.
Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого педагог должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
Весомую роль в личностной характеристике педагога играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К. Марковой, входит: 4 осознание педагогом норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;
♦ соотнесение себя с некоторыми профессиональными эталонами, идентификация;
♦ оценка себя другими, профессионально референтными людьми;
♦ самооценка, в которой выделяются: а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности; б) эмоциональный аспект (рис 20).
Структура профессионального педагогического самосознания
Задача будущего педагога заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.
Чтобы соответствовать высокому званию педагога, студент педагогического вуза, решивший посвятить себя этой профессии, должен развивать в себе готовность к сложной и многогранной деятельности на благо общества, умение как можно лучше делать то дело, к которому он приставлен собственным выбором или другими обстоятельствами. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.
Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не просто для жизни, а прежде всего для профессионально-педагогической деятельности.
Среди части студентов бытует представление, что педагогические способности, одаренность — это что-то врожденное, вследствие чего иногда пренебрегается роль самообразования и самовоспитания. В то же время, как отмечает ряд авторов (Д.М. Гришин, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Л. И. Рувинский), запас потенциальных сил у человека настолько велик, что даже студент, который проявляет обычные способности, может всесторонне развить лучшие свойства своей личности и проявить талант в профессиональной педагогической деятельности.
А.С.Макаренко, говоря о своем профессиональном становлении на педагогическом поприще, писал: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания... Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать». Можно привести множество примеров из жизни великих людей прошлого, которые именно благодаря работе над собой достигли больших высот в той или иной сфере человеческой цивилизации.
Придя в вуз, студент сталкивается с непривычными для него формами работы. На место школьной опеки приходит относительная самостоятельность. Не все умеют ею грамотно распорядиться. Научно-техническая революция вызвала огромный поток информации, которая обрушивается на будущего учителя прежде всего через различные вузовские дисциплины. В этих условиях нужна правильно организовать свою деятельность, необходима активная работа не только на занятиях, но и после них. Лекции, семинары и практические занятия не могут охватить все многообразие и объем программного материала. По различным оценкам 40—50% всех знаний студент получает самостоятельно. Поэтому с первых дней обучения перед студентом встают вопросы. Как работать? Как фиксировать лекции? Как правильно распределить силы и время? Вот некоторые рекомендации и советы по поводу слушания и восприятия лекций:
♦ усвоение излагаемого материала требует предварительной подготовки. Вновь воспринимаемый материал должен ассоциироваться с имеющимся запасом знаний;
♦ очень важно перед лекцией обращаться к просмотру предыдущего материала. Это способствует более сосредоточенному и результативному вниманию.
Из чего складывается результативность лекции?
1. Повторение учебного материала предыдущей лекции путем просмотра конспекта.
2. Ознакомление с примерным содержанием предыдущей лекции (по учебнику, программе, пособию).
3. Выяснение вопросов, на которые следует обратить особое внимание.
4. Подготовка основных и вспомогательных материалов для слушания лекции (тетрадь, цветные карандаши, фломастеры и пр.).
5. Определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе соответствующей психологической настроенности.
Успех лекции зависит не только от умения лектора, но и от умения слушать. Как слушать?
Важнейшим условием эффективного усвоения материала является способность включаться в лекционный процесс. Это зависит от максимальной сосредоточенности, внимания. Выделяют три вида внимания:
♦ непроизвольное, когда мы не ставим цель сосредоточиться на том или ином предмете;
♦ произвольное, когда осуществляется сознательное направление и сосредоточенность психической деятельности на данном объекте или предмете;
♦ послепроизвольное, не требующее волевых усилий, поскольку имеется увлеченность или сознательный интерес.
В учебном труде важна выработка произвольного внимания, его устойчивости. Это осуществляется путем многократных тренировок.
Не менее важным в процессе образования и самообразовании является развитие памяти. Память — это функция психики, направленная на запоминание, сохранение и воспроизведение того, что накоплено опытом.
Будущий педагог должен знать, какие виды памяти (слуховая, зрительная, моторная, двигательная, словесно-логическая и т.п.) для него являются наиболее характерными, и развивать их.
Процесс подготовки будущего педагога в современных условиях становится все более ориентированным на способности и склонности студента, уровень его начальной подготовки, стремление самостоятельно собирать информацию, анализировать ее, соотносить с реальным миром. В этой связи значительно повышается роль самообразования и самовоспитания в процессе овладения педагогической профессией. Студент может строить собственную модель своего саморазвития.
В последнее время в педагогической науке разрабатываются личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других образовательных учреждениях. Свободный выбор студентами модели своего профессионального облика может быть реализован посредством разработанных ими авторских программ профессионально-педагогического становления (См. Приложение 6). Особенностью таких программ является то, что они могут выстраиваться самим студентом без привязки к конкретным срокам, то есть тогда, когда студент убеждается, что он «созрел» для разработки такой программы. Однако подготовку к составлению программы желательно начинать буквально с первых дней пребывания в вузе. Гуманистический характер такого подхода заключается в том, что рекомендуемые для разработки программ положения носят не обязательный, а рекомендательный характер. Студентам предлагают те или иные структурные компоненты, которые могут войти в программу. Конкретная же структура и содержание программы, сроки ее реализации определяются самим студентом.
Педагоги различных кафедр, прежде всего психолого-педагогического цикла выступают в качестве консультантов.
В самом общем виде структура такой авторской программы профессионального становления будущего педагога может быть представлена следующим образом.
1. Овладеть вузовскими предметами: а) обязательными; б) по выбору; в) платными — общеуниверситетскими и профильными.
2. Ознакомиться с основными разделами квалификационной характеристики с целью последующей индивидуализации их в авторской программе.
3. Протестировать свои профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК) и наметить развитие тех, по которым имеются недостатки.
4. Проанализировать и наметить пути преодоления отрицательных личностных качеств.
5. Разработать требования к своему персонально-оптимальному образу жизни: физическому здоровью, интеллектуальному развитию.
6. Изучить новаторский педагогический опыт лучших педагогов, наметить пути его использования в своей будущей работе.
7. Другие разделы авторской программы.
Несколько слов о квалификационной характеристике педагога.
Основным нормативным документом, в котором зафиксированы требования к различным категориям педагогических работников, в том числе и к учителям, является квалификационная характеристика специалиста.
В квалификационных характеристиках содержатся требования, предъявляемые к конкретным должностям. Каждая группа таких требований состоит из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты».
В разделе «Должностные обязанности» указаны основные функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему ту или иную должность.
Раздел «Должен знать» содержит требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний.
Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» содержит сведения о необходимом уровне образования и стаже работы.
Квалификационные характеристики утверждаются федеральным органом управления образования и являются основой содержания и подготовки выпускников педагогических вузов и училищ.
На основе раскрытых положений студент педагогического учебного заведения может строить собственную авторскую программу, внося в нее коррективы по мере профессионального становления.
Для проведения диагностики готовности выпускника к самостоятельной педагогической деятельности разработаны соответствующие показатели (См. Приложение 7).
Самого пристального внимания требует работа студентов по самовоспитанию воли и характера, привычек, умственному самовоспитанию. Современные достижения психологии и других наук позволяют строить эту работу высокоэффективно.
Мы остановились лишь на некоторых проблемах работы будущих педагогов по формированию своего педагогического профессионализма путем самообразования и самовоспитания. Они позволяют студентам педагогических учебных заведений задуматься о себе, об особенностях собственного педагогического образования, наметить конкретные варианты его воплощения в практику.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что представляет собой система непрерывного педагогического образования?
2. В чем состоят цели системы НПО?
3. Что понимается под непрерывным педагогическим образованием? Указать его уровни и дать комментарий к ним.
4. Дайте краткую характеристику структуры системы педагогического образования России (по рис. 18).
5. Почему профессиональная ориентация школьников особенно важна при выборе педагогической профессии?
6. Назовите основные компоненты профессиональной ориентации.
7. Докажите, что в отношении педагогической профессии профессиональная ориентация не заканчивается с поступлением абитуриента в вуз.
8. Какую роль в определении профессиональной пригодности будущего педагога играет вузовский период его профессиональной подготовки?
9. Охарактеризуйте, какие, на ваш взгляд, факторы играют решающую роль в адаптации молодого педагога к новому месту работы.
10. В чем состоит сущность внутривузовской ориентации на педагогическую профессию?
11. Что означает «правильно выбрать профессию»?
12. Перечислите важнейшие факторы, определяющие выбор профессии.
13. Какой из этих факторов определил ваш собственный выбор профессии педагога?
14. Считаете ли вы необходимым организацию в вашем педагогическом учебном заведении работы по дальнейшей профессиональной ориентации на педагогическую профессию? Обоснуйте ваш ответ.
15. В каких документах отражено содержание высшего педагогического образования? Каково оно?
16. Приведите примеры из жизни великих людей прошлого, добившихся признания и успехов в творчестве благодаря работе над собой,
17. Какие вы знаете пути развития воли и характера?
18. Почему зачастую намерения студентов по самовоспитанию не дают должного эффекта в их реализации? Что является барьером в самовоспитании студентов как будущих учителей?
19. Какие требования (правила) должен соблюдать студент во время лекции, чтобы качество усвоения информации было высоким? Изучите опыт педагога-мастера, мысленно «примерьте» его применительно к особенностям своей личности, определите вероятность и возможность заимствования данного опыта в своей предстоящей профессиональной деятельности.
Литература для самостоятельного изучения
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.,1984.
Андреев В. И. Модель творчески саморазвивающейся личности учителя XXI века. В кн.: Материалы межд. научно-практич. конф. «Педагогическое образование для XXI века». 12—16 апреля 1994 г. Вып.1. - М., 1994.
Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование -страницы реформирования. — Волгоград, 1998. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.
Кан-Капик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. .
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.
Макаренко А. С. Соч. в 7 т. - М., 1958. - Т. 4.
Педагогическое образование России. Сборник нормативных документов. — М., 1996.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие дли студентов педагогических учебных заведений. — М., 1997.
Скульский Р.П. Учиться быть учителем. — М., 1986.
Ушинский К.Д. Собр. соч. - Т. 11. - М., 1952.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»