logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

Кабалевский Дмитрий Борисович

Область педагогического творчества: музыкальное вос­питание детей.

Сущность опыта: целью системы музыкального воспитания учащихся являются эмоциональная заинтересованность детей музыкой и формирование средствами музыки духовного мира школьников. Она определяет следующие приоритетные зада­чи: развитие музыкальной культуры и навыков творческой дея­тельности, а также выбор принципов построения программы (жанрово-тематические блоки, опорные сигналы, «три кита»).

Продуктивность: развитие музыкальных способностей (всех компонентов музыкального слуха, памяти, творческих способ­ностей), формирование умений проводить самостоятельный музыковедческий анализ (определение стиля, жанра, средств выразительности), интереса к музыке композиторов-классиков. Доступность: после предварительного освоения учителем следующего учебно-педагогического комплекса: «Программы по музыке для общеобразовательных школ» (под ред. Д.Б. Каба­левского), тематических и поурочных разработок к ней и соот­ветствующей литературы (см. Библиографию).

Трудоемкость: не дает результатов без планомерного и пос­ледовательного использования всех частей программы.

Элементы опыта

  1. Музыкальная культура школьника.

  2. Музыкальный кругозор школьника.

  3. Музыкальный интерес.

  4. Музыкально-творческая деятельность школьника.

  5. Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского.

6. Принцип тождества и контраста в программе Д.Б. Ка­балевского.

7. Метод «забегания и возвращения».

8. Метод спирального обобщения.

9. Метод эмоциональной драматургии.

10. Приемы активизации аудитории учителем музыки.

11. Подготовка учителя к беседе о музыке.

12.Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией.

13.Урок-обобщение в программе Д.Б. Кабалевского.

14.Урок углубления темы.

15.Урок-концерт в программе Д.Б. Кабалевского.

Библиография. Наиболее известные работы

1. Избранные статьи о музыке. - М., 1963.

2. Дорогие мои друзья. - М., 1979.

3. Про трех китов и про многое другое. - М., 1970.

4. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.

5. Музыка в начальной школе. - М., 1979.

6. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.

7. Воспитание ума и сердца. - М., 1981.

8. Музыка и музыкальное образование. - М., 1984.

9. Сила искусства. - М., 1984.

10. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.