Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
Психика – это активное отражение субъектом объективного мира в виде адекватных образов, картин этого мира и саморегуляция на этой основе своего поведения. Это свойство только высокоорганизованной живой материи, способной отражать объективный мир, благодаря чему происходит регуляция внутренней среды живого организма и формируется его поведение. Элементарная способность реагировать на воздействие внешней среды называется раздражимостью. Она присуща простейшим формам живой материи (амеба). С усложнением условий жизни у более развитых организмов возникает чувствительность, которая характеризует способность к ощущениям, которая может рассматриваться как зарождение психики. Основное отличие данного типа приспособления заключается в возникновении поведения.
Поведение – это сложный комплекс реакции живого организма на воздействие внешней среды. Живые существа в зависимости от уровня психического развития обладают поведением различной сложности. Наивысшим уровнем психической регуляции является сознание, присущее только человеку. Предполагается, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собака, лошадь, дельфин. Человек осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию». Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.
Таким образом, выделяются 4 основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущение), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение) и сознание человека (самодетерминированное поведение). Каждый из данных уровней имеет свои стадии развития. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Человек не рождается развитым сознанием, формирование и эволюция сознания происходит в процессе физиологического и социального развития индивида. Следовательно, процесс формирования сознания строго индивидуален и обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью. Выделяются 3 основные функции психики: отражение окружающей действительности, обеспечение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию организма к условиям окружающей среды. Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации.
По поводу происхождения психики существовали различные точки зрения:
Идеалистическая – психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом и имеет божественное происхождение.
Дуалистическая – у человека существуют 2 начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Они развиваются параллельно и взаимосвязаны друг с другом.
Материалистическая – психика это обусловленное эволюцией природы свойство высокоорганизованной материи.
В настоящее время однозначного ответа нет. В отечественной психологии приоритет отдается материалистической точке зрения.
Психика представлена 2 уровнями: сознательное и бессознательное. Они строго не разделены в психике и могут переходить друг в друга. Психология с момента своего возникновения изучала только сознательные процессы.
Бессознательное – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается ориентировка во времени, месте, действиях. К бессознательному относятся следующие психические явления: 1) сны и сновидения; 2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально действующими раздражителями (подпороговые) №) автоматизированные движения; 4) побуждения к действиям в которых отсутствует сознание цели; 5) феномены больной психики, галлюцинации и бред; 6) искусственные феномены – гипноз.
Вильгельм Вунд определял психику так «наша душа есть не что иное, как совокупность всего нами внутренне переживаемого: наших представлений, чувствований, желаний, которые слагаются в одно общее целое в нашем сознании».
Культурно- историческаяконцепция развития психики человека Л.С. Выготский.
Только Ч-ку присущи высшие психические функции, к которым относятся: произвольная память, внимание, логическое мышление, и др.
В концепции выделяется 3 части. 1 «человек и природа» - Ч-к подчиняет природу
2. «Ч-к и его соственная психика» Ч-к овладел поведением с помощью специальных орудий – знаков. (узелок на память).
3.»Генетические аспекты2 в процессе труда Ч-к общаясь научился управлять своим поведением.
Т.о. в концепции можно выделить 2 основных положения: ВПФ имеют опосредованную структуру; для развития психики характерно внутреннее принятие отношений (интериоризация) управления и средств- знаков. ВПФ социальны. Опосредованы. Произвольны.
Сегодня основополагающим тезисом является то, что сознание социально и невозможно вне общества.
Сознание – это высший уровень отражения объективной реальности и саморегуляция, присущий только человеку. Сознание активно и обладает свойством направленности (интенции) на какой-л предмет. Самосознание Ч-ка строго индивидуально и при построении «Я-концепци» большая роль отводится критичности.
Что обуславливает возникновение и развитие сознания?
В отечественной психологии этот вопрос рассматривают основываясь на сформулированной гипотезе А.Н. Леонтьева о происхождении сознания человека. Для этого рассмотрим отличая Ч-ка от животных: 1.Жив-ые приспосабливаются к природной среде, а Ч-к подчиняет ее себе, создавая для этого орудия труда. 2. Труд, который способствовал образованию человеческих сообществ. 3.Речь
Согласно рационалистической точке зрения (Леонтьев, Теплов) эволюция коры головного мозга дала возможность развития сознания.
Сегодня известно, что сознательное поведение и деятельность определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. При поражении первых теряется способность сознательно управлять своей деятельностю. Нарушения теменных полей приводит к утрате логики, временных и пространственных отношений.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.