logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

Шаталов Виктор Федорович

Область педагогического творчества: обучение математике, физике, истории в средней общеобразовательной школе.

Сущность опыта — в создании эффективной орга­низационно-методической системы обучения ряду предметов в общеобразовательной школе. Новаторство заключается в со­здании и использовании наглядных схем-опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала. Определена обоснованная структура изучения теоретического материала, решения задач, опроса и контроля знаний.

Продуктивность системы состоит в том, что у учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. В.Ф. Шаталов добил­ся высоких показателей обученности.

Трудоемкость заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов.

Внедрение требует издания опорных сигналов для учителей. В педвузах начать соответствующую подготовку студентов.

Элементы опыта

1. Организационно-методическая система.

2. Планирование учебного процесса.

3. Оборудование учебного кабинета.

4. Опорные сигналы.

5. Структура изучения теоретического материала.

6. Ежеурочный опрос по теоретическому материалу.

7. Проверка теоретических знаний по «листам взаи­моконтроля».

8. Система задач.

9. Записи задач на классной доске.

10. Методика решения одинаковых задач.

11. Организация самостоятельного решения задач в классе.

12. «Педагогический десант».

13. Метод проверки решения задач («метод цепочки»).

14. Подготовка к «релейным» (итоговым) контрольным рабо­там по решению задач.

15. Уроки-практикумы.

16. Уроки открытых мыслей. 17.Учет знаний.

18. «Щадящая педагогика».

Библиография. Наиболее известные работы

1. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.

2. Педагогическая проза. - М., 1980.

3. Точка опоры. - М., 1987.

4. Педагогический поиск. - М., 1987.