logo search
Ответы по психологии

Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.

Цель образования сегодня – создание условий для развития и саморазвития учащийся, воспитание у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится личность человека – в полном соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека».

Развитие системы образования ставит перед собой социально-экономические и педагогические цели. К социально-экономическим целям можно отнести: преодоление отставания и развитие новых технологий в ключевых областях экономики; дальнейшее развитие культуры и духовности общества; а к педагогическим целям: обновление содержания образования, выработка новых технологий обучения; разработка новых направлений в обучении; разработка междисциплинарных исследований.

Основные приоритетные направления и тенденции обновления образования:

  1. гуманизация – утверждение в содержании образования человека как абсолютной ценности и смысла как самоцель развития,

  2. демократизация – предоставление дополнительных прав и возможностей учащимся и учителям, открытость и многообразие образовательных учреждений; сотрудничество обучающих и обучаемых; школьное самоуправление.

  3. дифференциация – обеспечение образовательных потребностей разного уровня в зависимости от особенностей личности. Не должно быть противоречий с госуд. стандартами, однако его реализация возможна в учреждениях разного типа (гимназии, лицеи и т.д.) и разными методиками.

  4. стандартизация – обеспечение единого образовательного пространства, общего образовательного стандарта на разных уровнях обучения в образовательных учреждениях разного типа, обеспечение преемственности между образовательными учреждениями разного уровня (дошкольное, школьное, высшее образование), соответствие российского образования мировому.

  5. направленность на развитие личности – обеспечение личностно развивающего потенциала, характера содержания образования.

  6. повышение культуросообразности – ориентация не только на овладение базовыми знаниями, но и базовой гуманитарной культурой, учет культурно-исторических традиций, уделение внимания культурологическим аспектам в традиционных предметах, введение новых предметов (МХК, логика, эстетика, этика и т.д.)

  7. гуманитаризация – гуманитарные знания связаны со знаниями о человеке, обществе, включают эстетическую, этическую, в том числе коммуникативную, составляющую, создают в учебных заведениях "гуманитарную среду" благоприятного для учащихся образовательно-воспитательного пространства, здоровый морально-психологический климат.

Ученые выделяют 3 пути гуманитаризации образования:

1) увеличение количества гуманитарных предметов за счет уменьшения естественно-научных,

2) изменение характера содержания каждого предмета: внесение этических, филосовских, культурологических, исторических начал в каждый предмет,

3) внесение изменений не в содержание каждого предмета, а в процессуальный аспект преподавания предмета: использование экскурсий, деловых игр, проективной деятельности, а в концепции личностно-ориентированного образования использование личностной ситуации как основной технологической единицы пед. процесса. Благодаря этому ученик преломляет через свой опыт получаемые знания, способы деятельности, вырабатывает личностное отношение к проблеме и т.д.

8. Информационное обеспечение образовательной системы - развитие современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи сделало актуальной задачу использования возможностей этих технологий в обучении и научных исследованиях,

Глобальные информационные системы позволяют осуществить реализацию системы непрерывного (пожизненного) образования и научно-методическую перестройку всех форм обучения с учетом НИТ.