logo search
Ответы по психологии

Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы.

1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию.

В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, н резко критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.

Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т. п.

Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 202/.

Как уже говорилось выше , Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений / Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их, что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ .

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные склонности.

Если ребенок плачет, Руссо предлагал родителям и воспитателям не прибегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучать действительные причины детского плача. Он справедливо предупреждал, что детские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они вызываются, и вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто противоречащее морали и природе.

Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.

Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком , вы обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по первому его слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.

Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните , что природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССО.

Опубликованный вслед за «Общественным договором» роман-трактат «Эмиль»

(1762), рассказывает о воспитании гражданина нового общества. Руссо

приобретает славу «всеевропейского еретика» за ту часть романа, которая

носит название «Исповедание веры савойского викария». Рассмотрим основные

моменты этого произведения.

В «Эмиле» описана теория «естественного воспитания ребенка»,

применение которой могло бы «лабораторным путем» создать тип идеального

человека, предохранить от развратного влияния ложной цивилизации, сохранить

естественность и чистоту человеческих чувств. Руссо сам понимает

утопичность подобного рода эксперимента. Более того, он пользуется этой

утопичностью, разрабатывая программу своего педагогического идеала, с тем,

чтобы сама картина была наиболее действенным средством пропаганды против

устройства существующих приемов обучения. «Ваши дети, - восклицал Руссо, -

не знают своего родного языка, зато они учатся говорить на языках, которые

нигде не употребляются; они учатся слогать стихи, которые они сами едва

могут понимать…»

В «естественном» воспитании за исходную предпосылку берется теория,

основное положение которой сформулировано в начале «Эмиля» в замечательных

словах: «Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца; все портится в

руках человека». Поскольку природа хороша, а общество дурно, то основной

задачей воспитания является полная изоляция воспитанника от окружающей

среды и предоставление его благотворному влиянию природы. Эмиль растет, не

стесняемый никакими искусственными правилами ложной цивилизации, растет в

блаженном неведении ее соблазнов, ее морали и ее житейских правил. Изгнано

даже чтение, этот «бич детского возраста», в частности чтение басен

Лафонтена, которые, по мнению Руссо, могут лишь породить в девственном

сознании Эмиля массу опасных вопросов, сомнений и соблазнов.

Задачей воспитателя является сохранить в неприкосновенности

естественные чувства добродетельного по своей природе питомца и в то же

время помочь процессу его естественного, непринужденного саморазвития. Это

осуществляется путем ряда педагогических приемов и наставлений, в

результате которых ребенок сам приходит к ряду здоровых, простых и

естественных умозаключений по основным вопросам морали. Одновременно с этим

осуществляется и рациональный курс физического воспитания, в свою очередь

имеющего целью помочь юному организму наиболее полно развить заложенные в

нем самом природой основы здоровья и нормального, естественного

функционирования всех органов тела. . «Великий секрет воспитания, - писал

Руссо, - в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения

всегда служили отдыхом одни для других.» Обучение основам геометрии,

физики, астрономии, и географии производится по наглядной системе, в

комплексном порядке знакомства с действительностью и с природой, прежде

всего. «Когда у человека есть понятия, развитая привычка к размышлению, то,

полагаю, гораздо лучше своим умом доискиваться до всего, что можно найти в

книгах, - верный способ применить знания к своему образу мыслей и овладеть

ими» – писал Руссо. В целях воспитания трудовых навыков ребенок обязательно

обучается какому-либо полезному для жизни ремеслу. Эмиль, в частности,

упражняется в плотничьем деле.

Когда Эмилю исполняется шестнадцать лет, его наставник начинает

заботиться о воспитании его чувствительности. Он прививает ему чувства

сострадания, мягкосердечия и человеколюбия. Тут он посвящает Эмиля в основы

«естественной религии», катехизис которой прилагается Руссо в особом

разделе трактата, носящем заглавие «Исповедание веры савойского викария».

Теперь надо женить подготовленного к добродетельной жизни воспитанника.

Невеста ему уже выбрана в лице идеально воспитанной по той же системе

девушки – Софи. Заключительная книга трактата, с момента встречи Эмиля и

Софи, превращается в сентиментальный роман, рисующий чистоту любовных

отношений двух добродетельных существ.

Несмотря на всю утопичность предлагаемого Руссо воспитательного

метода, «Эмиль» оказал огромное влияние на дальнейшее развитие передовой

педагогики не только своими отдельными, очень ценными педагогическими

идеями и наблюдениями, но и общим своим направлением, в основу которого

положено внимание к личности ребенка, преобладание моментов воспитания

личности над моментами обучения (в смысле простого усвоения знаний) и т.д.

В этом отношении последующая педагогика в значительной степени обязана

Руссо рядом своих достижений, включая метод трудового воспитания, систему

наглядного и предметного обучения и т.п.

По мысли Руссо, его Эмиль должен стать, прежде всего, добродетельным

человеком. Понятие добродетели у Руссо основывается на принципах следования

предначертаниям мудрой природы, свободы от лжи цивилизации, честности и

прямодушия, свойственным доблестным героям Плутарха, книга которого была,

начиная с детских лет, любимым чтением Руссо. Наконец, в понятие

добродетели входит, по мнению Руссо, также религиозное чувство. Руссо не

мыслит добродетели вне религии. В этом он резко расходится с атеистическими

тенденциями своего времени. Он стоит на позициях деизма, отличающегося от

деизма Вольтера своим демократическим характером и вырастающего в

значительной мере из идеализации народа его благостной веры в справедливого

бога. Руссо хочет построить идеальную религию, отвечающую требованиям

природы и естественных человеческих чувств.

Гете видел в «Эмиле» «естественное евангелие воспитания». И.Г.Гердер

утверждал, что за целое столетие ни одна книга не наделала столько шума, не

получила такой огласки. Ею зачитывались и молодые люди, и зрелые философы,

как Кант, и деятели французской революции, как М.Робеспьер, у которого она

всегда лежала на письменном столе. Прочитав «Эмиля», Кант высказал надежду

в самом скором времени увидеть вокруг себя совсем иных людей, чем прежние,

если только получит всеобщее преобладание метод воспитания, который Руссо

мудро вывел из самой природы. В идеале школы, указанном Руссо, Гердер видел

образец всему человечеству, современному и будущему.

Единство философских воззрений и художественных взглядов Руссо

отчетливо обнаруживается в его знаменитом «Письме к Даламберу о театральных

представлениях» (1758). Здесь, возвращаясь к своей обычной антитезе

добродетельной природы и пагубной цивилизации, Руссо продолжает линию,

начатую им в «Рассуждении о науках и искусствах», и дает резкую критику

театра как яркого выражения порчи общественных нравов. Красноречиво и

подробно он развивает мысль о безнравственности самой идеи театра как

подражания жизни и воссоздании в сценических образах ее страстей и пороков.

Не менее красноречиво он обличает распущенность нравов лиц, занимающихся

актерской профессией и подающих тем самым дурной пример обществу. Руссо

подробно разбирает аморальные стороны классической и современной

драматургии, в особенности не щадит Мольера и изобличает его «Мизантропа»,

усматривая в нем осмеяние добродетели.

В итоге Руссо приходит к выводу о крайнем вреде, который причиняется

театром, этим наиболее утонченным и изощренным продуктом современной

цивилизации, добрым и здоровым нравам граждан. А так как письмо к Даламберу

было написано в ответ на его статью о Женеве в 7 томе «Энциклопедии», где

Даламбер предлагал учредить в этом городе театр, Руссо не упускает случая

вернуться к одной из своих излюбленных тем – идеализации патриархального

женевского быта. Он подчеркивает свою любовь к Женеве как к одному из

немногих уголков Европы, где еще сохранилась «естественная чистота» нравов.

Его страшит мысль о возможной порче этих нравов путем прививки им соблазнов

безнравственной цивилизации. Театр не нужен женевцам. Он не только

бесполезен, но и вреден для них в экономическом, бытовом и моральном

отношениях. Добродетельные женевцы знают иные способы и формы общественных

развлечений, имеющие непосредственный и народный характер, как то:

спортивные состязания, общественные праздники и т.д. Ведь именно в среде

женевских ремесленников Руссо, по его словам, получил то общественное

воспитание, которое дается не при помощи формальных учреждений (театра), а

традициями и правилами, переходящими от поколения к поколению и внушающими

юношеству достойные чувства. Среди этих традиций и навыков отметим

сравнительно высокий уровень грамотности и даже образованности, а также

стремление к политическим знаниям. Так, например, английский путешественник

Джон Мор был поражен тем, что видел в Женеве людей труда за чтением

сочинений Локка и Монтескье.

Опыт массовых любительских женевских увеселений подсказывает Руссо

мысль о том, что в Женеве и в подобных ей добродетельных государствах и

коммунах место театра должны занять народные празднества, посвященные тем

или другим памятным дням из жизни свободного, равноправного и

добродетельного народа. Эту мысль (не отказываясь, впрочем, от театра как

мощного средства политической пропаганды) осуществит впоследствии

Французская буржуазная революция с ее грандиозными и пышными массовыми

праздниками и торжествами, с ее обрядами посадки «дерева свободы», с ее

церемониями, апофеозами и театрализованными чествованиями братства,

равенства и свободы.

Было бы неверно, однако, думать, что Руссо восстает против всякого

театра и других видов профессионального искусства вообще. Уже в своем

«Рассуждении о науках и искусствах» он достаточно ясно дал понять, что

восстает лишь против современного состояния тех и других, обусловленного

ложной, искусственной цивилизацией. В ряде своих писем и высказываний Руссо

неоднократно подчеркивает свою веру в добродетельное действие искусства в

условиях здорового общественного строя, в условиях, свободных от извращений

современной культуры. Он защищает Женеву от французского театра, потому что

стремиться сохранить женевскую республиканскую общину как некий живой музей

идеального или почти идеального уклада жизни. Что касается остальных стран,

то здесь окончательное разрешение вопроса о судьбе театра зависит от

развития дальнейших форм общественного устройства. Во всяком случае, Руссо

не отказывается от мысли о моральном искусстве, вдохновляемом идеалами

добродетели и чистоты нравов.

«Письмо к Даламберу» положило конец всяким отношениям Руссо к группе

энциклопедистов. Оно содействовало также разрыву его с Вольтером, который

энергично пропагандировал театральные начинания на женевской территории,

осуществляя их назло кальвинистским властям города.