logo search
Ответы по психологии

Дидактика а. Дистервега.

ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866), немецкий педагог, д-р философии (1820). В 1811-20 преподавал физику и математику в гимназиях и образцовых школах Германии; директор учительских семинарий в Мёрсе (1820-32), Берлине (1832-47); преподавал в них педагогику, математику, немецкий язык. В 1827- 1866 издавал педагогический журнал "Рейнские листки...", в котором поместил св. 400 статей, особое внимание уделял народной школе. В 1831-41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза. В июле 1848 вместе с депутатами левой фракции прусского национального собрания подписал "Записку 23", авторы которой требовали единой народной школы для "всех детей нации без различия состояний и будущего призвания". В 1847 был отстранён от должности, а в 1850 уволен в отставку. С 1851 издавал "Педагогический ежегодник". Д. разделял идеи общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не "истинных пруссаков". Последователь И.Г. Песталоцци, Д. был автором св. 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Широко известны его "Руководство к математической географии" (1840; рус. пер. 1844) и "Элементарная геометрия" (1860; рус. пер. 1870, 1876). В 1835 опубликован осн. труд Д. "Руководство к образованию немецких учителей"; 1-я его часть посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, 2-я (написанная в соавторстве с другими учителями) - гл.о. преподаванию отдельных предметов. Этот труд переводился на русский язык в 1913 (сокращённое изд.) и 1956 (расширенное) под названием "Руководство для немецких учителей". Осн. принципами воспитания Д. считал природосообразность (учет природных и возрастных особенностей), культуросообразность, самодеятельность. Д. определял ценность отдельных предметов исходя из их стимулирующего влияния на умственную активность учащихся; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения сформулированы Д. в чётких правилах - принципах обучения. Д. дал психологическое обоснование впервые выраженным Я.А. Коменским правилам: "от близкого к далёкому", "от простого к сложному" и др. Условием успешного усвоения учебного материала Д. считал его доступность. Решающую роль в воспитании и обучении детей Д. отводил учителю. Педагогические идеи Д. распространились далеко за пределами Германии.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистерверг. Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усилении значимости их самостоятельной работы.

Он был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность он считал решающим фактором, определяющим личность и поведение.

Дистерверг считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила.

Высказав мысль о ведущей роли обучения в процессе воспитанияподрастающего поколения, Дистервег пытался найти основные принципы воспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своей

деятельности каждый учитель.

Принцип природосообразности. Природосообразность воспитания предполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенка уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности; построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов.[5]

Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и

образовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать

природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности

ребенка. Также он подчёркивал, что, только зная

психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие

детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и Песталоцци,

Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым

свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки,

чтобы они могли самодеятельно развиваться. «Без возбуждения не может быть

развития.. Воспитывать — значит возбуждать. Теория воспитания является

теорией возбуждения» Дистервег

использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы

против феодальной педагогики. В противоположность схоластической

педагогике, игнорировавшей природные возможности, склонности и интересы

детей, он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные

силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой

определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании

развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка

не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии,

предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на

практике.

Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особенностей

детей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требованием

одновременного изучения этого процесса.

Таким образом, Дистервег приходит к выводу, что правильное, разумное

воспитание детей должно строиться на основе знания законов естественного

развития ребенка. Изучение этих законов — задача детской психологии,

которой он придавал очень большое значение. Психологию он даже называл

«основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время она

еще не была подлинной наукой и делала лишь свои первые шаги. На основе

изучения психологических особенностей детей и подростков

2. Принцип культуросообразности означает организацию

учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней

и общественной культуры. Считая, что учитель и воспитатель всегда должны

принимать во внимание потребности своего времени, своего народа, Дистервег

указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и

географии, родного языка и родной литературы. Однако к правильному

пониманию общественного характера воспитания он прийти не мог.

Идеалистически представляя себе взаимоотношение между человеком и

обществом, Дистервег считал, что сущность человека определяется природными,

внутренними качествами, присущими ему от рождения. Поэтому-то и принцип

культуросообразности подчинен у него принципу природосообразности.

Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег изложил в

статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в которой делил

культуру на три большие области: культура внешняя, культура внутренняя и

культура общественная. К внешней культуре он относил способы удовлетворения

физических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы его

нравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, его

познавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественная

культура включает в себя господство человека над силами природы и все формы

его общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Таким

образом, общественная культура, по Дистервегу, занимает как бы

промежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обучение, по его

мысли, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оно

строится с учетом данных внешней, внутренней и общественной культуры.

3. Принцип самодеятельности

Самодеятельность, под которой он понимал активность, инициативу, Дистервег

считал важнейшей чертой личности В развитии детской самодеятельности он видел и

конечную цель, и непременное условие всякого образования: «Пробуждение

самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением

его формального развития и воспитания».

Ум, воля, память, мышление, наблюдательность,

свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о

развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.

Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает

проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по

самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого

самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии

природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик,

техник или музыкант, — это уже дело не учителя.

Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному,

самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму

феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие

самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна

вести к сознательной деятельности в жизни.

Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику

развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге

“Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г.,

приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на

обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности

усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе

обучения.