logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)

До начала X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот процесс носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники. Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые прежде всего полом. Достигавшие половой зрелости проходили специальную подготовку, которая дополнительно к навыкам охотиться и изготавливать орудия труда развивала выносливость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость.

Постепенно развитие экономических процессов приводит к выделению из родоплеменного коллектива малой семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки. Имущественное и социальное неравенство приводит к обособлению различных социальных слоев. Этот процесс вносит заметные изменения в педагогическую практику и превращает воспитание из всеобщего, равного в семейно-сословное. Цели, содержание и формы воспитания для разных социальных групп становились разными. Объединяло их то, что воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.

Воспитание детей начиналось прежде всего в семье. У восточных славян была распространена такая форма воспитания, как ремесленное ученичество. В соответствии со сложившимися у славян обычаями, дети знати отдавались до 7-8 лет на воспитание в другую семью (традиция воспитательства, «кормильства» или «кумовства»). Большую роль в рассматриваемый период имела военная подготовка подростков, а также профессиональное овладение военным искусством будущих дружинников, которая осуществлялась в специальных домах – гридницах. Таким образом, воспитание у восточных славян все более приобретало семейно-сословный характер.

Новые основания в древнерусское воспитание заложило христианство. Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 г. Православие с его византийскими традициями становится официальной религией Киевской Руси. Соединение древнеславянской культуры с восточным христианством дало начало древнерусскому православию и его пониманию воспитания человека. Отличительной особенностью древнерусской культуры, воспитания и образования стало и то, что языком богослужения, литературы, а значит, и школы оказался славянский язык.

Цель воспитания и обучения христианина – спасение души. Отсюда и задача наставника, педагога – направить человека на путь спасения, научить преодолевать свою греховную сущность. Все педагогические усилия сконцентрированы на работе над человеческой душой. Именно она становится не только объектом педагогического воздействия, но и его целью.

Особую роль играла доступная для широких кругов населения церковно-учительская литература, которая охватывала широкий круг морально-нравственных проблем и разъясняла основы православия в краткой и образной форме («Изборник»). Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1096 г.). Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в Древней Руси.

Христианская педагогика, чтобы наставить человека в жизни, применяла такие методы воздействия, как убеждение и наказание. Важным средством воздействия на формирование личности служила исповедь. Значительной по своему воздействию на ребенка была молитва. Важное значение в формировании человека имели посты, к которым приучались с детского возраста.

С крещением Руси князем Владимиром связано появление школ. Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении христианства. Первая школа была открыта при дворе князя Владимира. В X-XIII вв. школы возникли и в других городах Киевской Руси: в Новгороде, Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Галиче, Ростове и т.д. Важно, что в училищах не только обучали чтению, письму, пению, но и уделяли большое внимание нравственному воспитанию.

Тем не менее в Древней Руси отсутствовала какая-либо упорядоченная система школьного образования. Главными очагами воспитания и обучения были семья и церковь.

Однако процесс социализации ребенка определялся не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспитания, направленной на повседневную жизнь человека. Средствами народной педагогики были: пословицы, сказки, загадки, былины, песни, притчи и т.д.

Нашествие монголо-татар приостановило развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.

В XIV-XVI вв. педагогическая мысль была направлена на важнейшие проблемы воспитания. Крупнейшие русские просветители развивали мысль об изначальном равенстве всех людей (И. Пересветов, И. Федоров, П. Мстиславец). Актуальными в данный период оставались вопросы трудового воспитания, морали и нравственного поведения («Пчела»). Педагогическая мысль в это время развивалась в монастырях среди монашества. Нил Сорский в своих руководствах по духовному совершенствованию человека – «Предание» и «Устав о скитской жизни» (XV в.) – обобщил опыт монастырского воспитания и обучения и предложил использовать в воспитании методы, средства и приемы духовного самосовершенствования. Целью воспитания он считал достижение духовного совершенствования в процессе активной умственной деятельности воспитанников.

К распространенным жанрам книг того времени относятся «жития святых» («Житие Стефана Премудрого», «Житие Сергия Радонежского» и др.).

Значительным письменным памятником культуры XVI в. является «Домострой». Некоторые его главы непосредственно посвящены воспитанию. Содержание этого документа пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей.

Немалый вклад в развитие воспитания педагогической мысли внесли выдающиеся деятели русской культуры И. Федоров, Ф. Ртищев, В. Бурцов, С. Полоцкий, Е. Славинецкий, С. Медведев, К. Истомин и др. Однако к концу XVI в. образование было достоянием только знати и духовенства, а также зажиточных городских слоев. Основная масса населения по-прежнему оставалась неграмотной.

Во второй половине XVII в. в русском обществе сложилось несколько подходов к воспитанию и обучению. С. Полоцкий, С. Медведев, С. Яворский выступали за развитие в России западноевропейского просвещения. Обучение, по их мнению, должно было проводиться на латинском, греческом и родном языках.

Сторонниками грекофильского образования, ориентированного на византийско-русскую традицию, выступали Е. Славинецкий, Ф. Ртищев, К. Истомин и др. Решительными противниками всех новшеств в воспитании и обучении выступали в этот период старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом.

В целом в конце рассматриваемого периода в противоречивых условиях складывались предпосылки развития просветительских реформ в России.

Таким образом, эпоха Средневековья оказала огромное влияние на всю дальнейшую социально-педагогическую практику и теорию. Большую роль в воспитании подрастающего поколения играла религия.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные компоненты системы христианского воспитания?

2. Перечислите основные факторы, повлиявшие на социально-педагогическую мысль Средневековья.

3. Проанализируйте основные методы социального воспитания, характерные для западно-христианской церкви.

4. Охарактеризуйте специфику сословного воспитания.

5. В чем особенности мусульманской педагогики?

6. Как развивалась социальная педагогика в России в эпоху средневековья?

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.93-95.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – С.86-103, 155-158.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.73-120, 146-168.

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.55-84.

5. История педагогики в России / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Академия, 2002. – С.24-65.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.89-109, 129-176.

7. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.71-96.

8. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.47-52.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С.19-24.

10. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.14-22, 77-217.

11. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века). – М.: ФОРУМ, 1998. – С.8-111.

12. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М.: Просвещение, 1981. – С.47-55.