Гуманистические концепции воспитания.
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 50—60 годах в США такие ученые как Маслоу, Франк, Роджерс, Комбс, Бернс, Дж.Дьюи Основными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где имеет место не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие их и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков тот есть.
4 Педагог проявляет эмпатию к ученику — способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает учащихся средствами учения (книги, учебники, инструменты, материалы). Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученику, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.
По лекции Емельяновой:
К.Роджерс: истинность, позитивное отношение к ребенку, эмпатическое понимание, личные встречи учителя с учеником (глубокий межличностный контакт).
Комбс: США. Признание приоритета внутренней жизни учащихся. Воспитание самостоятельности, творческого мышления, ответственность, гражданственность, умение решать проблемы как цели. Учение должно быть наполнено личностным смыслом (личностно значимо), реально соотноситься с жизнью ученика, затрагивать нотки его души, откликаться. Учебные программы не удовлетворяют потребности личности в образовании. Все менять!
Джордж Колд: открытая школа, США. Развитие самосознания (познание себя), любознательность, терпеливость, щедрость, сочувствие, умение выбирать, компетентность как ценность, стремление быть компетентным.
Химпте: ФРГ, Самоопределение личности во главу угла, а воспитание лишает человека свободы выбора, навязывает ему ценности. Педагогика должна прекратитьт воспитывать, то есть учить, как нужно жить, а начать прислушиваться к человеку и актуализировать его добрый потенциал и подлинные потребности. Развитие личности как цель. Обучение ЗУН – как средство. Контроль сковывает инициативу ученика и учителя, навязывая конформизм.
Барт: США. Каждый учитель должен сам придумать и воплотить свой подход в обучении. В противном случае – однообразие и шаблон.
М.Грин: Учителю следует привносить в урок свой собственный эмоциональный опыт, делиться с учениками своими переживаниями.
Р.Бернс: разум и сердце способны подняться над абсурдным нежеланием понять другого человека. Открыл взаимосвязь между самооценкой школьника и успеваемость.. Написал «Развитие Я-концепции». Я-концепция учителя сильно влияет на учеников, поэтому она должна быть здоровой (см.57?) Первоочередная задача учителя – убедить учеников в их человеческой безусловной (в любом случае) ценности. Учитель – это дело жизни, призвание, слишком большая ответственность, чтобы относится к этому как специальности. Профотбор в педвузы. Всех не пускать, только с мотивацией. Противопоказания к профессии учителя: психопатия, эмоциональная нестабильность (см. 57?), глубокий невротизм, негативное самовосприятие, депрессивность, низкая самооценка. В процессе обучения − псих. консультации и тренинги.
Сюда же: великих Песталоцци, Сухомлинского, Макаренко. Личностно-ориентированный подход. Личность воспитывает только личность. Можно еще добавить проблем реализации гуманизма на практике (85?).
У нас: Ю.П.Азаров: Природа человека не добра изначальна. Она нейтральна. Ребенок становится добрым или злам. Задача воспитателя – научить быть добрым, идти по пути добра.
У кого есть время, высылаю книгу Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей». Читается за 1 день, а понимаешь после ее прочтения в гуманизме больше, чем за 5 лет обучения в вузе. Попова Даша.
1 формализированным считается стандартизированный метод, мало формализированным – метод с трудностями стандартизации
2 подробнее см. вопросы 23 и 27.
3 см. подробнее 70 Психометрические критерии научности ПД методик
4 По своей сути коэффициенты валидности и надежности представляют собой вероятности от 0 до 1. Если надежность равна 0,7, то это означает, что в 70% случаев результаты останутся неизменными, устойчивыми к влиянию посторонних факторов. Валидность характеризует вероятность других качеств методики, которыми она должна обладать в идеале на 100%. В этом и заключается проблема надежности и валидности: они не достижимы до 100%.
5 ретестирование после значительного промежутка времени проводится для установления прогностической валидности и валидности по возрастной дифференциации: см. выше.
6 трудность и дискриминативность см. 70 Психометрические критерии научности ПД методик
7 Этот вопрос тесно связан с вопросами 70 Психометрические критерии научности ПД методик и 4 Основные методологические проблемы на современном этапе.
8 См. 27 Характеристика методов психолого-педагогического исследования
9 В научной методологии принято нестрогое разделение понятий технология и метод, техника и методика. Техно- (гр. techne искусство, мастерство) относится к практической области психологии, включающую себя психотерапию, психокоррецию, психопрофилактику. Однако они могут быть взаимозаменяемы (особенно техника и методика).
10 В широком понимании термина. См. 69 Методология психодиагностики: понятия методики и теста.
11 Подробнее и с объяснением всех терминов см. 36 Проблема валидности и надежности ПД методик.
12 см. ниже.
13 Подробнее и с объяснением всех терминов см. 36 Проблема валидности и надежности ПД методик.
14 Корреляция – это связь между явлениями, если одно из них входит в число причин, определяющих другое или если имеются общие причины, воздействующие на эти явления. Любое уравнение с x и у является примером корреляции.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.