logo search
Ответы по психологии

Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты обра­зования.

Понятие «образование» было введено в научный лексикон в XIX в. швейцарским педагогом И.Г.Песталоцци. В современной педагогической науке «образование» рассматривается как социокультурный феномен, имеющий социальную природу и характеризующийся динамичностью исторического развития.

В современном педагогическом дискурсе единого определения этого понятия не существует, так как оно является сложным и многоаспектным. В связи с этим, можно обозначить несколько подходов к его интерпретации. Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. В рамках социально-педагогического подхода образование понимается как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества через систему государственных и частных учебно-воспитательных учреждений. Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление индивидуального образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и социальным видам деятельности.

Для всех этих подходов общим является обращение к таким категориям как обучение, воспитание, культура, ценности. В этом контексте образование есть процесс обучения и воспитания, направленный на передачу накопленных человечеством знаний и культурных ценностей. Культура по сути выступает как предпосылка и как результат образовательной деятельности человека. Немецкий философ Х.-Г.Гадамер отмечал, что «образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей».

Образование представляет собой социокультурный феномен и эта двойственность исходит из понимания образования как социального института, с одной стороны, и как становления культурной природы человека, с другой. Формирование образования как социального института связано с двумя задачами, актуализировавшимися в период средневековья: сохранением культурных ценностей и воспроизводством социально-культурных образцов мышления и поведения. В таком аспекте образование представляет собой институт, выполняющий педагогическую (образовательную) деятельность в установленных рамках, имеющий традицию существования в конкретных социально-культурных условиях со своими особенными содержанием, методами и формами.

Одна из ведущих тенденций современного образования – его гуманитаризация. Она существует в смысловом поле с достойными соседями: культурой, духовностью, гуманистическими мотивами, которые «предоставляют человеку достойные цели достойного существования, помогает ему жить вместе с людьми и для людей». В образовании появились и новые ценности: саморазвитие, самопроектирование, самообразование, самореализация, творчество и другие, позволяющие существенно расширить пространство мира человека, которое может быть понято как самоорганизующаяся система. Такая позиция на человека и его образование берет начало в синергетике, утверждающей, что система будет являться самоорганизующейся, «если она в изменяющейся среде в качестве одной из своих внешних функций способна производить свои элементы в качестве алгоритма для возникновения другой такой системы, но уже с учетом изменений среды.

Синонимами образования сегодня выступают «расширение возможностей», «актуализация потенциала личности», «саморазвитие», где сливаются воедино предыстория развития человека, его настоящее, в котором уже представлено будущее. В этой связи нередко термин «образование» заменяется термином «образовывание», указывая на непрерывность этого процесса, «непрерывную текучесть и изменчивость вещей и явлений», становление тех или иных проявлений человека в его жизнедеятельности или самого человека в целом. Для того, чтобы образование стало гуманитарным, оно должно «обрести личностный смысл».

Человек – субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие, духовные и нравственные ценности. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристализирован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение» – рождение своего жизненного пути. Говоря иначе, культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Ведь культура – это всегда совокупность высших ценностей. Именно культура выступает для личности сферой объективных ценностей, которые опредмечены, овеществлены в языке, предметах, обычаях, социальных нормах, формах и способах общения, а соответственно, и способах деятельности. Однако при освоении культурного опыта – от орудийных действий до нравственных норм не происходит автоматически и не является спонтанным, оно требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. «В процессе своего образования личность должна пройти и актуализировать, освоить (сделать своей) всю историю культуры. Развертывание культуры (логической в первую очередь) есть ее перематывание из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида и именно тем самым придание культуре мышления (идее) формы культуры субъекта (духа).

В процессе образования человека происходит проникновение одной системы («человек») в другую («культура»), при чем личность выступает одним из компонентов системы «человек», обеспечивая ее «включенность» в культуру. Личность, включенная в образовательный процесс, приобретает новые свойства и качества. Постепенно взрослый становится не столько проводником, сколько помощником, человеком, облегчающим вхождение в культуру, передавая ребенку способы самостоятельного постижения мира. В процессе движения к суверенизации происходит становление (самостановление) личности, открывающее новые возможности для человека. Эти новые возможности открываются в каждом акте взаимодействия личности с культурой: сначала в процессе овладения необходимыми сведениями (овладение языком культуры, знакомство с обычаями, традициями культуры), затем в процессе овладения способами деятельности, закрепленными в культуре, на основе которых человек начинает проявлять нормотворчество по отношению к себе, к своей деятельности, к культуре. Каждая из ступеней образования определенным образом обеспечивает движение человека в культуру, у каждой из них свои задачи, своя категория образовывающихся. В процессе вузовской подготовки происходит не только вхождение в культуру в целом, но и вхождение в культуру профессиональную. И если первое представляет собой логическое продолжение предыдущих этапов образования человека, то вхождение в профессиональную культуру начинается впервые.

Вузовская подготовка – это отрезок и жизненного пути человека, и отрезок целостного непрерывного образовательного процесса. Именно полнота проживания этого периода позволяет не учиться что-то делать, не пытаться что-то узнать, выучить, чтобы потом кем-то работать, а становиться кем-то, в каждый момент осуществлять становление становящегося себя. Конечно, гораздо легче педагогу работать, уча, транслируя, давая советы, демонстрируя собственную модель поведения, неся при этом минимум ответственности. Сложнее другое – увидеть в каждом студенте личность, человека – становящегося, движущегося по законам постоянного усложнения системы, тем более что это предполагает большую ответственность. Игнорирование «самости», недооценка «фактора самоорганизации» может привести к тому, что такая ценность гуманитарного образования как возможность выстраивания человеческих отношений между субъектами образовательного процесса так и останется нереализованной. Процесс гуманитаризации есть процесс поиска личностных смыслов и ценностей в системе координат заданной пространством образования.

Резюме

Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.

Любое общество существует, если его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые под социализацией понимают пожизненный процесс, связывая его с переменой места жительства, коллектива, изменением семейного положения и тд. Однако это только социальная адаптация. Ею социализация не исчерпывается, она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Такие задачи решаются как стихийно так и целенаправленно. Целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой социально-исторический феномен.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, добропорядочный христианин, энергичный предприниматель). Образование выступает как социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов деятельности людей и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием

Образование как социальное явление – это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Но и образование, имея общественную природу и исторический характер, тоже обусловлено историческим типом того общества, которое реализует эту социальную функцию, и отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в этом обществе.