2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
Спартанская и афинская системы воспитания, сложившиеся в Древней Греции, имели и много общего, и много различий. Общее было в том, что идеалом воспитания были герои, а не боги. Обе воспитательные системы были государственно-общественные по своему характеру. Ведущим принципом воспитания был агонистический, соревновательный. Различия заключались в том, что в спартанской системе главный акцент делался на физическое развитие, а в афинской – на единство физического и духовного. Кроме того, семья в Спарте не выступала ведущим субъектом социализации: ее социально-педагогическое влияние сводилось к минимуму. Принципиальное различие заключалось и в том, что спартанская система подавляла (нивелировала) личность, а афинская культивировала индивидуальность. Однако спартанская система воспитания наиболее полно выражала государственно-общественный характер социально-педагогической сферы жизнедеятельности общества.
Идеи о воспитании молодежи возникают в недрах философских учений. В философии формируется социально-педагогическое знание, как часть педагогического.
В воспитании Демокрит видел одно из главных средств разрешения социальных проблем. Воспитанием регулируется процесс развития потенциалов личности и их реализация, вхождение человека в систему общественных отношений.
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что одной из главных жизненных задач человека является нравственное самосовершенствование. Развитие природных задатков он связывал с воспитанием и образованием. Он был одним из родоначальников диалектики как основного метода доказательства – установления истины путем искусно поставленных вопросов. Главной же его заслугой было то, что достижение гармонии взаимодействия человека и общества осознавалось в первую очередь через необходимость самосовершенствования, что и превращало человека в активный субъект социализации и воспитания. В поисках истины ученик и наставник, по его мнению, должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Одними из первых письменных источников, посвященных проблемам социального воспитания, были труды древнегреческого философа Платона. В своих трудах «Государство» и «Законы» он сделал попытку представить проект идеального, по его мнению, общественного строя. Платон полагал, что государство возникает, когда один человек не может самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но нуждается еще во многом. Для удовлетворения той или иной потребности (в жилье, одежде и др.) он прибегает к помощи других людей – профессионалов в той или иной сфере (строителя, сапожника и т.д.).
Платон считал, что каждый член государства должен быть специалистом лишь в одной области, но достичь в ней подлинного мастерства. Причем ему следует поручать то дело, к которому он предрасположен по своим природным задаткам, им он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое. Всех граждан государства Платон разделил на три категории: правители, воины (стражи) и ремесленники. Каждой из категорий соответствует определенное начало человеческой души: разумное, аффективное и неразумное (вожделеющее) – ремесленники. Счастливым и процветающим, по мнению философа, может быть лишь государство целиком, а не отдельный класс или индивид.
По мнению Платона, для сохранения и эффективного функционирования государства необходима реализация следующих требований: особая демографическая политика; особое семейное воспитание; специальная подготовка и отбор начальствующих лиц для управления государством; введение специальных государственных должностей для обеспечения правильного воспитания молодежи.
Концепция тотального социального воспитания, предлагаемая автором «Государства», была критически переработана и значительно дополнена Аристотелем. Воспитывать, по его мнению, следовало не столько граждан утопического идеального государства, сколько просто образованных и гармонично развитых людей, которым предстояло жить в реальном обществе. Семейное воспитание, с точки зрения философа, должно было, наряду с общественным, играть важную роль в формировании личности «человека и гражданина». В то же время оба вида воспитания должны были быть неразрывно связаны и разрешать общую задачу, поскольку, по мнению Аристотеля, цель жизни человека – состояние «эвдемонии» (греч. – «счастья») – может быть достигнуто только при разумном социальном устройстве общества. Одну из сторон сущности человека Аристотель видел в том, что он – «общественное животное».
Таким образом, в античном мире социализация молодежи имела государственно-общественный характер. Социальное воспитание осуществлялось по трем основным направлениям – физическое, нравственное и умственное, которые были ориентированы на главную задачу – воспитание граждан-патриотов. Существовала государственно-общественная организация воспитания молодого поколения. Древние греки провозгласили великую и самую совершенную цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности. Однако это касалось только свободных граждан.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов