logo search
Ответы по психологии

Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).

Дорогие мои дорогие ;) это же самое всё можно говорить и в билете номер 97, где часть про эриксона. Это раз. Мои ремарки сделаны <вот так>. В каждой стадии есть название, которое совпадает с фрейдом, оно сделано вот так. И в каждой стадии есть какая-то важная сторона личности, которая как бы и помогает пройти кризис и в то же время является новообразованием, результатом успешного прохождения кризиса. Сильная сторона обозначена вот так. Всё. Удачи, не засыпайте. Жиркова Ирина. Да, источник – Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности», изд-во Питер, контора надежная, думаю поверим на слово. И это не 4 страницы, а 3 с половиной!!!

Эго-идентичность - совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.

Эрик Эриксон (1904-1994) относится к третьему поколению фрейдистов. Его теория развития личности имеет много общего с теорией Фрейда, однако между ними существует несколько важных различий.

Психосоциальное развитие. В отличие от Фрейда, модель развития Эриксона является психосоциальной, а не психосексуальной. Иначе говоря, Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. Рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти. Как и Фрейд, Эриксон считал, что удовлетворение инстинктов является одной из движущих сил жизни, но не меньшее значение он придавал синтезу эго - упорядочиванию и интегрированию опыта.

Ключевым понятием теории Эриксона является приобретение эго-идентичности, происходящее в различных культурах по-разному. Согласно Эриксону, для современной молодежи развитие эго-идентичности, Я-образа и Я-концепции стало более важным и в значительной степени вытеснило фрейдовскую тему сексуальности. Сексуальности в теории Эриксона также отводится важное место, но только как одной из проблем развития, которая должна быть разрешена в свое время.

Восемь стадий развития по Эриксону ("Детство и общество" (1963)). модель "восьми возрастов человека". По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами.

1. Доверие или недоверие. «Орально-сенсорная» По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. <много красивых слов про отношение к младенцу, про мать и пр.> Поведенческими последствиями неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие—недоверие», Эриксон обозначает термином надежда. Доверие переходит в способность младенца надеяться. Надежда, это первое положительное качество эго, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства.

2. Автономия или стыд и сомнение. «Мышечно-анальная» Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду. <опять про родителей много и красиво, про правильное воспитание> эго: «Я — то, что я могу», новообразование и сильная сторона эго - сила воли. В результате неблагополучного развития формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие, паранойяльный страх преследования.

3. Инициатива или чувство вины. «Локомоторно-генитальная» От 4х до школы. Дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. «Я — то, что я буду» — становится у ребенка главным чувством идентичности во время периода игры, они идентифицируют себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Сильная сторона личности – цель, целеполагание. Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. <Фрейд всегда!> При неблагополуч. развитии - ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых, вина может впоследствии стать причиной патологии, в том числе общей пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности. «Латентная» 6-12. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности по сравнению со сверстниками. Трудолюбие развивается на этой стадии, которое включает в себя чувство межличностной компетентности (сильная сторона личности в этом периоде) — уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. <При неблагоп. развитии- неуверенность в себе и прочие комплексы.>

5. Идентичность или смешение ролей. «Подростковая» Юность: уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 до примерно 19-20 лет в американском обществе). Э.Э. проанализировал эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития эго. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. «Чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими» (ЭЭ, 1963). Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». Эго-идентичность — борьба «на всю жизнь». <Если не то развитие – то все плохо, бесцельность, апатия и прочие ужасы, «диффузия идентичности», например .>

6. Близость или изоляция. «Ранняя зрелость» В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов. <тут видимо уже не так всё интересно, поэтому что за эго-идентичность в этом возрасте, не ясно, но сильная сторона - Любовь>

7. Генеративность или стагнация. <по-русски «продуктивность или застой»> «Средняя зрелость» 26-64. продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену и вообще забота о будущем благополучии человечества. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота. Инертность - чрезмерная поглощенность собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности, и в целом неспособность заботиться о ком либо. Отсюда крайность – ощущение ненужности и бесцельности жизни.

8. Целостность эго или отчаяние. «Поздняя зрелость» 65 и до конца. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен» (это и есть эго-идентичность в этом возрасте). Только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Чувства горечи и сожаления могут в конце концов привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться в доме для престарелых.