logo search
Ответы по психологии

Содержание общего образования. Государственный образовательный стан­дарт.

С.О - это интегративный (объединяющий) системный элемент средств обучения (всё то, по средствам чего происходит обучение- книга, слово учителя).

Само С.О определяется по-разному, исходя из трактовки понятия образования:

  1. как результат

С.О - это система знаний, умений и навыков в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанная в общие основы наук, общественных отношений, производства. ( Лихачёв).

2) как процесс

С.О - это содержание прогресса, прогрессирующих изменений свойств и качеств личности. ( Леднёв).

3) как процесс и результат

С.О - это та система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих нравственных эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. ( Харламов).

Источником С.О является социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре.

Факторы, которые определяют С.О:

  1. уровень развития образования;

  2. экономический и политический фактор;

  3. методологическая позиция учёных;

  4. ведущая образовательная парадигма (культурные традиции в образовании).

Требования к отбору С.О:

  1. в соответствии с государственным заказом;

  2. обеспечение высокой научно-практической значимости изучаемого;

  3. учёт международного уровня построения содержания общего среднего образования;

  4. соответствие имеющейся материальной иучебно-материальной базы в современной школе;

  5. соответствие возможностям данного учебного заведения;

  6. соответствие реальным учебным возможностям школьников данного учебного заведения;

  7. соответствие объёма содержания на имеющееся время;

  8. обеспечение единства содержательной и процессуальной сторон;

  9. обеспечение структурного единства содержания образования на всех уровнях;

Принципы формирования С.О:

  1. принцип гуманистичности;

  2. принцип научности;

  3. принцип последовательности иприемственности;

  4. принцип историзма;

  5. принцип связи с жизнью;

  6. принцип доступности;

  7. принцип соответствия возрастным особенностям.

Государственный образовательный стандарт- это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образования, отражающей общественный материал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению данной цели.

Разработка С.О основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Содержание обучения в целом и содержание каждого отдельного предмета состоит из двух частей:

- инвариантно- неизменного ядра;

- вариантная часть.

Государственный стандарт включает:

  1. федеральный компонент - обеспечивает интеграцию личности в систему мировой культуры;

  2. региональный компонент - выбирается стандарт в зависимости от особенностей региона;

  3. компонент образовательного учреждения (школьный уровень)- даёт возможность вариативности С.О в школах разного типа.

Федеральные компоненты государственного образовательного стандарта определяется в обязательном порядке:

- обязательный минимум основных образовательных программ;

- максимальный объём учебной нагрузки;

- требования к уровню подготовки выпускников.

Государственный образовательный стандарт определяется не реже 1 раза в 10 и является основной объективной оценкой уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.