1.1. Общее представление о профессии
Приступая к рассмотрению проблемы педагогической профессии, полезно разобраться в том, что такое профессия вообще. Нам представляется, что понятие «профессия» весьма многогранно и многоаспектно.
Во-первых, следует учитывать, что профессия может быть представлена как общность людей, занимающихся родственными проблемами и ведущих во многом сходный образ жизни (как известно, любая профессия накладывает определенный «отпечаток» на привычки, характер, взгляды и поведение человека). Разумеется, все люди по-разному проявляют себя как в жизни, так и в профессиональной деятельности, достигают разных результатов и в разной степени успешны, но базовая система ценностей у представителей одной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.
Во-вторых, если рассматривать профессию как область приложения сил ее обладателя, то следует иметь в виду, что это связано с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь необходимо решить вопрос, в каких сферах жизнедеятельности специалист может реализовать себя как профессионал.
В-третьих, рассматривая профессию как деятельность и область проявления личности, не надо забывать о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
В-четвертых, профессия выступает как реальность, творчески формируемая самим субъектом деятельности. Это означает, что в любой культурно-исторической эпохе многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей, которые часто сами определяют место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполняют работу «согласно циркуляру». Именно благодаря конкретным профессионалам и развивается профессия.
В-пятых, профессию следует рассматривать как исторически развивающееся явление. Большинство профессий прошло вполне длительный и определенный путь своего развития до момента, когда она стала такой, какой существует в настоящее время. Изучение генезиса профессии важно для понимания и овладения будущими специалистами ее сущностью и спецификой. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторической ситуации и, следовательно, изменения социального заказа на выпускников образовательных учреждений.
В целом понятие «профессия» включает следующие характеристики:
♦ это вполне определенный, регламентированный вид трудовой деятельности, предполагающий сотрудничество со смежными профессиями;
♦ это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки;
♦ это труд, выполняемый за материальное вознаграждение (этим профессия отличается от непрофессиональных видов деятельности и досуга);
♦ это общественно полезный труд;
♦ это труд, определяющий определенный статус человека в обществе.
Чтобы еще лучше уяснить сущность понятия «профессия», полезно вспомнить определение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни, хотя было высказано еще в начале XX века отечественным психологом С.М. Богословским: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию... и признается за профессию личным самосознанием данного лица».
Это высказывание С.М.Богословского позволяет выделить один из важных аспектов профессиональной деятельности (психологический) и обратить внимание на некоторые издержки профессионализации личности. В частности, человек может очень хорошо выполнять свои обязанности (делать все, что от него требуют), но при этом ненавидеть свою работу. Для такого человека при длительном выполнении им нелюбимой работы профессиональная деятельность превращается в ежедневное насилие над собой, что зачастую приводит сначала к хроническому недовольству собой, а потом — к психическим нарушениям и даже заболеваниям.
Как известно, многие люди считают себя «неплохими педагогами»: они ведь воспитывают (и вполне успешно, как им представляется) своих детей. «Житейская педагогика» имеет полное право на существование, и даже профессиональные педагоги в немалой степени опираются на опыт житейской мудрости, включая и свой собственный жизненный опыт. Еще один пример. Многие считают, что знаний по определенному предмету, например, по физике вполне достаточно, чтобы обучать этому предмету. Практика показывает, что при дефиците школьных учителей инженерные работники, обладающие достаточно глубокими знаниями в сфере «своей» науки, приходят в школу и неплохо работают на первых порах. По мере «погружения» в образовательную деятельность становится очевидной, необходимость педагогической (чаще всего методической) подготовки такого специалиста, поскольку он испытывает затруднения в грамотной организации учебно-познавательной деятельности детей, в педагогическом общении и пр.
Специалисты все-таки различают профессиональную педагогическую деятельность и деятельность непрофессионального педагога. Рассмотрим, в чем конкретно проявляются такие различия.
1. Житейские знания, которыми руководствуется педагог-непрофессионал, конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а профессиональная педагогическая деятельность базируется на обобщенных знаниях, на выявленных педагогикой общих закономерностях жизни и поведения людей в процессе образования.
2. Житейская педагогика носит в значительной мере интуитивный характер, а профессиональный педагог стремится рационально объяснить, понять происходящее с точки зрения педагогической науки и прогнозировать последствия педагогической деятельности. Житейский опыт передается в достаточно свободной (устной или письменной) форме, а опыт профессиональной педагогической деятельности в виде научно-педагогических знаний передается через специальную систему фиксирования накопленного опыта и достижений науки.
4. В житейской педагогике получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий, а в педагогической деятельности ее субъект опирается на знания о ребенке, полученные в результате комплексного изучения ребенка посредством научно обоснованных диагностических методик.
5. Педагог в своей деятельности использует обширную, разнообразную, систематизированную и упорядоченную фактологию, недоступную ни одному непрофессиональному воспитателю, носителю житейской мудрости.
6. Непрофессиональный педагог (к примеру, родитель) осуществляет свое воспитательное влияние, не ограничиваясь никакими рамками и инструкциями, а профессиональная педагогическая деятельность достаточно жестко регламентирована и по времени и по форме и по содержанию различными документами (образовательными программами, стандартами, квалификационными требованиями и пр.).
7. Существенным отличием является наличие у педагога-профессионала документа о педагогическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально (и действительно, некоторые «профессионалы» могут уступать по многим позициям даже «любителям»), большинство потребителей образовательных услуг (ученики и их родители) предпочитают, чтобы с ними работал дипломированный педагог. Кроме того, в большинстве случаев получение диплома представляется и как итог напряженной и многолетней интеллектуальной деятельности студента, направленной на освоение им будущей профессии, и как знак профессионализма, учитываемый при поступлении на работу.
8. Важным требованием к профессионалу являются особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам, о чем подробно будет сказано в гл. 3 данного пособия.
9. Педагога-профессионала характеризует способность к профессиональному развитию и саморазвитию. Конечно, и непрофессионал может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги по педагогике и т. п., но, как уже отмечалось, его самообразование часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого-то знания или новой педагогической технологии, но делать это осмысленно и, главное, систематизировано.
10. Развитая профессиональная психогигиена труда — необходимая характеристика педагога-специалиста. Перед непрофессионалом обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям помощи в сфере воспитания или обучения; ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически. А педагог иногда за одно занятие или мероприятие может морально истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов, а то и суток. Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. Отношение педагога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает его более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, педагог, хочет он того или нет, часто выступает для других участников педагогического процесса примером, образцом для подражания, что заставляет его быть ответственным и в этом плане.
При всех этих различиях никогда не надо противопоставлять научную и народную, житейскую педагогику, так как они во многом дополняют друг друга.
Подробнее особенности профессиональной педагогической деятельности мы рассмотрим в гл. 2.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»