logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.1. Общее представление о профессии

Приступая к рассмотрению проблемы педагогической профессии, полезно разобраться в том, что такое профес­сия вообще. Нам представляется, что понятие «профес­сия» весьма многогранно и многоаспектно.

Во-первых, следует учитывать, что профессия может быть представлена как общность людей, занимающихся родственными проблемами и ведущих во многом сходный образ жизни (как известно, любая профессия накладыва­ет определенный «отпечаток» на привычки, характер, взгля­ды и поведение человека). Разумеется, все люди по-раз­ному проявляют себя как в жизни, так и в профессио­нальной деятельности, достигают разных результатов и в разной степени успешны, но базовая система ценностей у представителей одной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.

Во-вторых, если рассматривать профессию как область приложения сил ее обладателя, то следует иметь в виду, что это связано с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь необ­ходимо решить вопрос, в каких сферах жизнедеятельнос­ти специалист может реализовать себя как профессионал.

В-третьих, рассматривая профессию как деятельность и область проявления личности, не надо забывать о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий по­тенциал и создает условия для развития этого потенциала.

В-четвертых, профессия выступает как реальность, твор­чески формируемая самим субъектом деятельности. Это оз­начает, что в любой культурно-исторической эпохе многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей, которые часто сами определяют место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполняют работу «согласно циркуляру». Именно благодаря конкретным профессионалам и развивается профессия.

В-пятых, профессию следует рассматривать как истори­чески развивающееся явление. Большинство профессий про­шло вполне длительный и определенный путь своего раз­вития до момента, когда она стала такой, какой существу­ет в настоящее время. Изучение генезиса профессии важно для понимания и овладения будущими специалистами ее сущностью и спецификой. Естественно, сама профессия ме­няется в зависимости от изменения культурно-историчес­кой ситуации и, следовательно, изменения социального заказа на выпускников образовательных учреждений.

В целом понятие «профессия» включает следующие ха­рактеристики:

♦ это вполне определенный, регламентированный вид трудовой деятельности, предполагающий сотрудниче­ство со смежными профессиями;

♦ это труд, требующий специальной подготовки и по­стоянной переподготовки;

♦ это труд, выполняемый за материальное вознагражде­ние (этим профессия отличается от непрофессиональ­ных видов деятельности и досуга);

♦ это общественно полезный труд;

♦ это труд, определяющий определенный статус челове­ка в обществе.

Чтобы еще лучше уяснить сущность понятия «профес­сия», полезно вспомнить определение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни, хотя было высказано еще в начале XX века отечественным психологом С.М. Богослов­ским: «Профессия есть деятельность, и деятельность та­кая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию... и признается за профессию личным самосознанием данного лица».

Это высказывание С.М.Богословского позволяет вы­делить один из важных аспектов профессиональной дея­тельности (психологический) и обратить внимание на не­которые издержки профессионализации личности. В частности, человек может очень хорошо выполнять свои обязанности (делать все, что от него требуют), но при этом ненавидеть свою работу. Для такого человека при дли­тельном выполнении им нелюбимой работы профессио­нальная деятельность превращается в ежедневное наси­лие над собой, что зачастую приводит сначала к хрони­ческому недовольству собой, а потом — к психическим нарушениям и даже заболеваниям.

Как известно, многие люди считают себя «неплохими педагогами»: они ведь воспитывают (и вполне успешно, как им представляется) своих детей. «Житейская педаго­гика» имеет полное право на существование, и даже про­фессиональные педагоги в немалой степени опираются на опыт житейской мудрости, включая и свой собственный жизненный опыт. Еще один пример. Многие считают, что знаний по определенному предмету, например, по физи­ке вполне достаточно, чтобы обучать этому предмету. Прак­тика показывает, что при дефиците школьных учителей инженерные работники, обладающие достаточно глубо­кими знаниями в сфере «своей» науки, приходят в школу и неплохо работают на первых порах. По мере «погруже­ния» в образовательную деятельность становится очевид­ной, необходимость педагогической (чаще всего методи­ческой) подготовки такого специалиста, поскольку он ис­пытывает затруднения в грамотной организации учебно-познавательной деятельности детей, в педагогическом общении и пр.

Специалисты все-таки различают профессиональную педагогическую деятельность и деятельность непрофесси­онального педагога. Рассмотрим, в чем конкретно прояв­ляются такие различия.

1. Житейские знания, которыми руководствуется педагог-непрофессионал, конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а профессиональная педаго­гическая деятельность базируется на обобщенных зна­ниях, на выявленных педагогикой общих закономер­ностях жизни и поведения людей в процессе образова­ния.

2. Житейская педагогика носит в значительной мере ин­туитивный характер, а профессиональный педагог стре­мится рационально объяснить, понять происходящее с точки зрения педагогической науки и прогнозировать последствия педагогической деятельности. Житейский опыт передается в достаточно свободной (устной или письменной) форме, а опыт профессио­нальной педагогической деятельности в виде научно-педагогических знаний передается через специальную систему фиксирования накопленного опыта и дости­жений науки.

4. В житейской педагогике получение знаний осуще­ствляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий, а в педагогической деятельности ее субъект опирается на знания о ребенке, полученные в резуль­тате комплексного изучения ребенка посредством на­учно обоснованных диагностических методик.

5. Педагог в своей деятельности использует обширную, разнообразную, систематизированную и упорядочен­ную фактологию, недоступную ни одному непрофес­сиональному воспитателю, носителю житейской муд­рости.

6. Непрофессиональный педагог (к примеру, родитель) осуществляет свое воспитательное влияние, не ограни­чиваясь никакими рамками и инструкциями, а профес­сиональная педагогическая деятельность достаточно жестко регламентирована и по времени и по форме и по содержанию различными документами (образова­тельными программами, стандартами, квалификацион­ными требованиями и пр.).

7. Существенным отличием является наличие у педагога-профессионала документа о педагогическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, фор­мально (и действительно, некоторые «профессионалы» могут уступать по многим позициям даже «любителям»), большинство потребителей образовательных услуг (уче­ники и их родители) предпочитают, чтобы с ними ра­ботал дипломированный педагог. Кроме того, в боль­шинстве случаев получение диплома представляется и как итог напряженной и многолетней интеллектуаль­ной деятельности студента, направленной на освоение им будущей профессии, и как знак профессионализма, учитываемый при поступлении на работу.

8. Важным требованием к профессионалу являются особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам, о чем подробно будет сказано в гл. 3 данного пособия.

9. Педагога-профессионала характеризует способность к профессиональному развитию и саморазвитию. Конечно, и непрофессионал может ходить по книжным магази­нам, покупать и читать книги по педагогике и т. п., но, как уже отмечалось, его самообразование часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятель­ного освоения какого-то знания или новой педагоги­ческой технологии, но делать это осмысленно и, глав­ное, систематизировано.

10. Развитая профессиональная психогигиена труда — необхо­димая характеристика педагога-специалиста. Перед не­профессионалом обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям помощи в сфере воспитания или обучения; ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически. А педагог иногда за одно занятие или мероприятие может морально исто­щиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов, а то и суток. Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. От­ношение педагога к своему здоровью в целом чрезвы­чайно важно с профессиональной точки зрения. Под­держание хорошей физической формы делает его более работоспособным и устойчивым к различным стрессо­вым ситуациям, которых в профессиональной деятель­ности немало. Кроме того, педагог, хочет он того или нет, часто выступает для других участников педагогического процесса примером, образцом для подражания, что заставляет его быть ответственным и в этом плане.

При всех этих различиях никогда не надо противопос­тавлять научную и народную, житейскую педагогику, так как они во многом дополняют друг друга.

Подробнее особенности профессиональной педагогичес­кой деятельности мы рассмотрим в гл. 2.