logo search
Ответы по психологии

Основные теории развития в педагогике и психологии.

Существует много теорий, объясняющих человеческую натуру, но ни одна из х не рассматривает развитие личности во всей его сложности и многообразии. По той причине мы изучаем много различных теорий как для расширения своего круго­зора так и для того, чтобы найти пути их объединения.

Бихевиоризм — это философия, лежащая в основе теорий научения, которые исходят из того, что наиболее значимым фактором развития человека является вне­шняя среда. Например, при классическом обусловливании происходит связывание новых раздражителей с уже имеющимися безусловными реакциями. Считается, что многие наши эмоциональные реакции приобретаются подобным образом. При оперантном обусловливании новое поведение должно иметь место еще до того, как оно может быть усилено путем подкрепления. Многие принципы оперантного обус­ловливания применяются в педагогике и программах модификации поведения.

Теория социального научения применяет принципы научения к социальному поведению. Научение часто происходит посредством наблюдения за поведением моделей и подражания им; таким образом дети усваивают половые роли, социаль­ные установки и моральные нормы своего окружения. В целом можно сказать, что, хотя теория научения полезна с практической точки зрения, она не объясняет та­кую сложную форму поведения, как пользование языком.

С точки зрения когнитивных теорий, психика человека активна, динамична и обладает врожденными структурами, которые обрабатывают и организуют инфор­мацию. Созданная Пиаже теория когнитивного развития является, по существу, интеракционистской моделью, рассматривающей интеллект как образец адаптации к требованиям внешней среды. Эта адаптация осуществляется за счет взаимно до-°лняющих друг друга процессов ассимиляции (включения новой информации в Уже существующие структуры) и аккомодации (изменения структур в соответствии с требованиями внешней среды). С точки зрения Пиаже, ментальные структуры, называемые схемами, образуют основу для приобретения новых знаний. Пиаже утверждал, что когнитивное развитие делится на четыре стадии: сенсорную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. На каждой из этих стадий дети используют для решения задач качественно различные

Сторонники информационного подхода к развитию критически относятся к тео-Пиаже. Для исследования сквозных, пронизывающих всю жизнь человека психических процессов, таких как внимание, восприятие и память, они используют аналогию с компьютером. В отличие от Пиаже, они не ищут качественных разли­чий в познании в зависимости от степени зрелости индивида. Л. С. Выготский и его последователи также не соглашаются с некоторыми положениями теории Пиаже. Л. С. Выготский был склонен считать когнитивное развитие по сути своей встроен­ным в социальный и культурный контексты. Сложные знания приобретаются по­этому путем участия в культурно значимой деятельности под руководством других людей. Хотя Пиаже не стал бы оспаривать такие взгляды, он подчеркнул бы, что познание определяется факторами созревания наряду с социальными факторами.

Психоаналитическая теория Фрейда основана на принципах детерминизма. Согласно этой теории, поведение и личность находятся под контролем врожденных сексуальных и агрессивных влечений. Личность в своем развитии проходит не­сколько психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. На каждой стадии дети должны разрешать определенные конфлик­ты и устанавливать равновесие между фрустрацией и удовлетворением своих по­требностей. Будущая личность ребенка определяется успехами или неудачами при разрешении конфликтов каждой стадии.

Эриксон расходился с Фрейдом в отношении значимости сексуальности как де­терминанты развития личности. Эриксон считал, что главной движущей силой раз­вития личности является обретение эго-идентичности. Он утверждал, что процесс поиска эго-идентичности продолжается от рождения до смерти индивидуума и представлен восьмью психосоциальными стадиями. В разные возрастные периоды потребности каждой стадии становятся критическими, хотя присутствуют в тече­ние всей жизни.

Гуманистическая психология и теории «Я» отвергают детерминизм психоана­литической школы и теорий научения. В центре внимания теорий «Я» находится развитие осознания индивидуумом собственной идентичности. С точки зрения гу­манистических теорий, люди действуют по своему усмотрению, проявляя актив­ность и творчество при достижении целей. Маслоу ввел в оборот понятие самоакту­ализации, то есть развития внутренних настоятельных потребностей, благодаря которому люди стремятся к более глубокому пониманию себя и мира. В отличие от Маслоу, Роджерс сосредоточился на терапевтическом совершенствовании личнос­ти посредством клиентоцентрированной терапии. Согласно Роджерсу, человек об­ладает в основе своей положительной, здоровой и созидательной натурой.

И наконец, этология — ветвь биологии, изучающая поведение животных, — также внесла свой вклад в психологию развития. Этологи изучают социальное по­ведение в естественной обстановке с учетом его адаптивных функций для индиви­дов и групп. Предположение социобиологов о том, что сложные формы человечес­кого поведения, как и некоторые формы поведения животных, определяются гене­тически, не раз подвергалось критике.