logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации

Существует мнение, что исчезновение посвящения является одной из характерных черт современного мира. Будучи важной особенностью традиционных обществ, в современном обществе посвящение практически отсутствует. Конечно, следы таинств посвящения в той или иной мере присутствуют и в настоящее время. Например, в христианстве крещение в основе своей – один из обрядов посвящения.

Очевидно, существует множество типов и вариантов посвящения, соответствующих различным социальным структурам и уровням культуры. Обычно под инициацией понимают совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых – радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого. К концу испытания неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим. Из различных категорий посвящения, посвящение, связанное с достижением половой зрелости, с взрослением, особенно важно для понимания человека. Там, где они существовали, обряды возрастного перехода были обязательными для всей молодежи племени. Чтобы получить право быть допущенным в сообщество взрослых, подросток должен был пройти через ряд обрядовых испытаний и получить знания, заключенные в них. Только после этого он признавался ответственным членом общества. Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между племенем и Сверхъестественными Существами, в том виде, в каком они установились с начала мира. Каждая первобытная община обладала собранием мистических традиций, своей «концепцией мира», которая постепенно открывалась новичку в процессе посвящения.

В настоящее время принято различать три большие категории – или типа посвящения:

– первый включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту и обязательные для всех членов общества. В этнологической литературе эти образы рассматриваются в терминах: «обряды, связанные с возрастом половой зрелости», «племенные посвящения» или «возрастные посвящения». Другие посвящения отличаются от названных тем, что они не обязательны для всех членов общины и по большей части производятся индивидуально или в узких группах;

– вторая категория посвящений включает все виды обрядов вступления в тайное общество, в союз или братство. Эти тайные общества предназначены для людей одного пола и очень ревниво охраняют свои секреты. На уровне первобытных культур общества, приемлемые для обоих полов крайне редки;

– третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет собой призвание колдуна – знахаря или шамана. Одна из специфических особенностей этой третьей категории состоит в той значимости, которую придает человеку индивидуальный опыт. В общем можно сказать, что те, кто проходят через испытания этой третьей категории посвящения, предназначены, хотят они того или нет, для участия в религиозном переживании более сильном, чем то, которое выпадает на долю остальным членам общины.

Между всеми категориями посвящения существует структурное единство. Посвящение составляет решающий опыт в жизни каждого индивидуума.

Инициации рассматриваются специалистами как предшественники институализированных форм воспитания и обучения. Однако они являют собой первую форму социального образования, выполняя не столько педагогическую, сколько социально-педагогическую функцию.

Общая модель воспитания в первобытной общине выглядела следующим образом: первые 3-4 года ребенка воспитывает мать; с 3-4 лет дети начинают помогать по хозяйству; в 6-8 лет происходит разделение воспитания по полу; с 9-11 лет начинается подготовка к инициации; в 13-15 лет прохождение через инициацию. Сам обряд в сущности определялся как смерть детства и рождении взрослости.

Посвящение, связанное с достижением половой зрелости, начиналось с разрыва: ребенок или подросток отделялся от матери, причем это иногда происходило довольно грубо. Но посвящение имело значение не только для неискушенной молодежи. Обряд охватывал все племя. Новое поколение обучали, делали его достойным интегрироваться в общество взрослых. При этом воспроизводились традиционные обряды, благодаря чему перерождалась вся община. В первобытных обществах обряды посвящения относились к разряду самых значительных религиозных празднеств. Празднества начинались с ритуальных действий (костер, танцы, принесение жертвы и т.д.). Затем проводился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был выполнить задание и продемонстрировать терпение, ловкость, выносливость. Выдержавшие испытание становились полноправными членами общины. Система подготовки молодых поколений как бы естественно замыкалась: община начинала эту подготовку, она же и заканчивала ее, принимая экзамен на социальную зрелость. Инициации завершали подготовку молодых поколений: этой акцией проверялись и закреплялись в них необходимые ценностные основания и ориентиры, отвечающие интересам всего общества.

Таким образом, с изменением объема и качества социально-культурного опыта, передаваемого молодежи старшими поколениями, с осмыслением значения этого факта для общества и его членов возникает воспитание как целенаправленное взаимодействие детей и взрослых. Большое значение в процессе воспитания имела инициация.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте главные особенности социального воспитания в первобытном обществе.

2. В чем принципиальные отличия передачи опыта у человека и животных?

3. Раскройте основные типы посвящения.

4. В чем состоит социально-педагогический смысл инициации?

Литература

1. Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984. – С.456-458.

2. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики) / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.24-39.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Академия, 2002. – С.3-5.

4. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. – К.; М.: София; Гелиос, 2002. – С.25-26, 29-111, 112-153.

Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНОСТИ

1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке.

2. Идея и практика социального воспитания в античном мире.

3. Первая педагогическая работа – «О воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение.