Научная доктрина и модернизация образования.
В документе «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», разработанном МО РФ в июле 2002 г., обосновывается необходимость перестройки образования в изменившихся соц.-экон., политич. условиях жизни, повышения человеческой ценности; повышения требований на рынке труда к уровню профессиональной компетенции специалистов.
Главная задача модернизации образования – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Повышение качества образования должно быть достигнуто за счет:
- ориентации школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и «на развитие личности, ее познавательный и созидательных способностей»,
- формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
- более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности,
- модернизации материально-технической базы, компьютеризации обучения,
- изучения иностранного языка со 2 класса, при сокращении часов на изучение математики, литературы, русского языка и предметов естественного цикла (физика, химия, биология)
- изменение выпускных экзаменов в высших и средних учебных заведениях с учетом результатов эксперимента по введению ЕГЭ.
- введение профильного обучения в старших класса школы, ориентированного на учет реальных потребностей рынка труда,
- планируется разработать общий учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов,
- создания системы гос. образовательного кредитования для расширения возможностей получения среднего и высшего проф. образования.
Также принято решение о восстановлении учета детей школьного возраста и создании гос. системы обеспечения обязательного общего образования и мониторинга его реализации.
С целью борьбы с беспризорностью, асоциальным поведением детей предлагается создать сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов, летных, мореходных, промышленных, сельскохозяйственных и др. училищ.
Предлагается расширение кадров специальных педагогов и психологов по профилактике соц. сиротства и работы с детьми группы риска.
Новые теоретические концепции образования: их разработка основывается на 1)оправдавших себя традициях отечественного образования, 2)разработках отечественных и зарубежных специалистов последних десятилетий, 3)современных глобальных тенденциях развития образования, 4)опытно-экспериментальных работах образовательных учреждений.
Важным направлением является развитие идей гуманизации образования: рассмотрение гуманистической природы образования и воспитания, решение проблемы воспитания духовности школьников через приобщение учащихся к культуре. Разработаны новые подходы к реализации личностно-ориентированного обучения в практике обычной школы. В отличие от традиционного, личностно-ориентированное обучение ставит целью не формирование индивидуальности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных свойств ученика. Наряду с воспроизводимыми предметными знаниями, умениями и навыками здесь значимы такие результаты обучения как целостный опыт учащихся, порождение смыслов, рефлексия своих состояний и поступков.
Важное значение оказывает сопоставление общенациональных интересов России в сфере образования и мировых тенденций развития теории обучения.
Воспитание рассматривается как первостепенный приоритет в образовании. Оно должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Новым теоретическим подходом является рассмотрение проблемы развития личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя для учащегося, при взаимодействии с родителями учеников, для представителей социума.
Сегодня ведущая идея развития образования в глобальном масштабе – идея непрерывного (пожизненного) образования.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.